Бал-ресторан

Александр Пигарев о "Крыше" Гранд Отеля Европа

Вечерние платья, фраки, вальс, живой оркестр — это не реконструкция былой роскоши, а яркие тени прошлого. Больше века назад с поздней осени до весны молодые люди кружились в вальсе в бальном зале "Крыша". Входишь в него сейчас — и как будто и не было последних 100 лет и ничего в мире не изменилось.

В марте после долгой реставрации Гранд Отель Европа открыл бальный зал "Крыша". Одноименный ресторан на верхнем этаже отеля, созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля, десятилетиями считался одним из лучших в Петербурге. Он поражал воображение гостей, как, впрочем, и сама гостиница "Европейская", открывшаяся еще в 1875 году. И если одним нравились технические новшества, то другие приходили в восторг от строгой роскоши интерьеров. Самой яркой частью отеля был бальный зал. Помещение площадью 300 кв. м, перекрытое остекленным мозаичным коробовым сводом, было оформлено в неоклассическом стиле. Синергия узорной лепнины с бесконечным количеством зеркал и потоками солнечного света, проникающего сквозь стеклянный потолок, создавала фантастическое ощущение эфемерности и легкости.

Фото: Александр Лебедев

В России бал как новая форма общественного церемониала вошел в жизнь господствующего класса с восшествием на престол Петра I. В 1718 году своим указом Петр I установил правила совершенно новых для России совместных собраний мужчин и женщин, которые стали называться ассамблеями. А еще 190 лет спустя в Европейской гостинице была возведена надстройка над пятым этажом, в которой был устроен ресторан "Крыша" с открытой летней террасой, поддержавший традицию ассамблей и дружеских посиделок. Долгое время он слыл лучшим в Петербурге. Отобедать в нем считалось обязательным пунктом пребывания в столице.

Изысканность блюд, которые готовили выписанные из Франции повара, вызывала восхищение, а разнообразное меню поражало даже видавших виды гурманов. Шарма заведению добавляла и возможность взглянуть на город с неожиданного ракурса. Александр Блок в начале прошлого века писал матери: "...завтракали на крыше Европейской гостиницы... там занятно: дорожка, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем, так что одну минуту я ясно представил себе Gare du Nord {Северный вокзал (фр.).}, как он виден с Монмартра влево..."

Фото: Александр Лебедев

Традиция сохранилась и в сталинскую эпоху. В ресторан ходила в основном творческая интеллигенция: народные артисты, писатели, герои-челюскинцы, заезжие иностранцы. Актер Николай Симонов, известный всей стране по роли Петра I в одноименном фильме, сиживал здесь за рюмочкой, охотно раздавая автографы. А в 1960-е годы захаживали туда и представители находившейся на взлете молодой ленинградской литературы, в том числе Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Андрей Битов.

Реставрацию "Крыши" осуществило лондонское дизайн-бюро Robert Angell Design International. Все помещения: от элегантного лобби и террасы до самого бального зала — выполнены в едином стиле в легких пастельных тонах. В лобби стоят диваны, обитые экокожей с тиснением под страуса. Фацетированные зеркала оформлены рамами, изготовленными по музейным образцам.

На этом реновация отеля не завершена: предстоят еще реставрация исторического фасада, открытие нового ресторана AZIA и обновление 114 гостевых номеров.

Вся лента