Саратов пройдется по генплану
Обнародован проект нового градостроительного документа города
Администрация Саратова опубликовала проект генерального плана города, который мэрия надеется принять до конца этого года. Документ предполагает строительство легкого рельсового транспорта, застройку двух аэродромов в черте города и строительство нового в Сабуровке, возведение еще одного моста через Волгу, нового кладбища и крематория. Наблюдатели признают необходимость формирования нового генплана, однако отмечают фрагментарность представленного документа и говорят о необходимости согласовать план действий с соседними муниципалитетами.
Новый генеральный план Саратова планируется одобрить до конца этого года, заявил вчера на заседании гордумы глава города Михаил Исаев. Предполагается, что документ будет исполнен в два этапа: до 2025 года и до 2030 года. Проект был опубликован для ознакомления: в декабре начинаются публичные слушания по вносимым в план изменениям. Разработчиком документа выступил институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».
Как следует из документа, в Саратове планируется строительство аэропорта в Сабуровке, при этом территории действующего аэропорта Саратов-Центральный, а также аэродрома Саратов‑Южный в Заводском районе, ранее принадлежавшего Саратовскому авиационному заводу, будут отданы под многоэтажную застройку.
В Ленинском районе города появится еще одно новое кладбище площадью 173 га, а также крематорий. Генплан предполагает возведение шести физкультурно-оздоровительных залов, пяти бассейнов, Дворца водных видов спорта, пяти пожарных депо и лыжной базы.
До 2030 года через Волгу планируется построить новый мост в Энгельс, который расположится в районе Казачьего острова в Заводском районе Саратова. В районе Александровского карьера должен появиться мусоросортировочный комплекс, планируется также расширить полигон твердых коммунальных отходов.
Как следует из документа, сейчас до половины передвижений жителей по городу осуществляется частным транспортом, при этом мэрия считает приоритетным общественный. Запланировано строительство нескольких линий скоростного трамвая, для чего должна быть модернизирована существующая рельсовая сеть. Легкий рельсовый транспорт планируется запустить по нескольким направлениям: от проспекта 50 лет Октября по улице Навашина западнее микрорайона К‑16 через улицу Черниговскую по улице Романтиков, от улицы Танкистов до Усть-Курдюмской, от улицы Большая Горная в сторону Саратовской кольцевой автодороги до строящегося аэропорта Саратов‑Центральный в районе поселка Сабуровка. Проектировщики рассчитывают на пассажиропоток до 15 тыс. человек в час.
Как указано в документе, разработчики намерены сохранить объекты культурного наследия, особо охраняемые природные территории, комплексная инфраструктура города должна быть сформирована как «отвечающая его предназначению — административного, делового и культурного центра Саратовской области».
Как писал „Ъ“, последний генеральный план Саратова был принят в феврале 2008 года. Срок, на который были рассчитаны все основные проектные решения, — до 2025 года. Мероприятия первой очереди были рассчитаны до 2015 года. Структура генплана включает в себя схему функционального зонирования, где определено дальнейшее использование каждого земельного участка, программу транспортного обустройства города, инженерную инфраструктуру города, мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Последние значительные поправки, вызвавшие большой резонанс, были внесены в документ в 2012 году. Тогда мэрия предложила изменить границы областного центра, в результате чего несколько свалок, находившихся на территории города, оказались за его границей. Также тогда чиновники администрации изменили карту территориального зонирования, выделив новые зоны и уточнив назначение старых.
О том, что действующий генплан должен быть скорректирован, заговорили еще два года назад. Тогда в мэрии заявили, что это будет «совершенно новый документ», поскольку этого требовали изменившиеся реалии и общая концепция развития областного центра. В частности, власти отказались от идеи объединения Саратова и Энгельса, однако принято решение о создании саратовской агломерации, в которую, помимо Саратова и Энгельса, входят Энгельсский, Саратовский и Татищевский районы. Закончить работу над проектом генплана планировалось до конца 2015 года, однако это произошло только сейчас.
Бывший главный архитектор Саратова, генеральный директор ОАО «НИПИ Гипропромсельстрой» Владимир Вирич говорит, что принципиальным отличием нового генплана стало наличие нового аэропорта, который в старом документе рассматривался только в качестве объекта перспективного строительства. При этом господин Вирич поясняет, что к предложенному плану имеются вопросы, в частности, по тому, как организовано движение транспорта. Господин Вирич сомневается в заявленной невозможности построить путепровод к запланированному мосту, который был в предыдущей редакции, а также проектировщики, на его взгляд, «переусердствовали с легким трамваем». «Мы говорим об агломерации, а опять наблюдаем фрагментарность, которая, якобы, проистекает из положений градостроительного кодекса, что генплан должен быть выполнен в границах муниципального образования. Это принципиально неправильно. Хотя бы такие вещи, как мосты, должны согласовываться муниципалитетами», — говорит господин Вирич.