Искусственный интеллект поднимут за три года
Рынку прогнозируют резкий рост
Российский рынок искусственного интеллекта и машинного обучения ждет взрывной рост, рассчитывают эксперты. По итогам 2017 года он достигнет 700 млн руб., а уже к 2020 году вырастет до 28 млрд руб. Такой рост вполне реален даже с учетом того, что российские компании в этой отрасли пока инвестируют только в самые очевидные решения, считают участники рынка.
Объем рынка искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО) в России по итогам 2017 года составит 700 млн руб., говорится в отчете TAdviser и «Инфосистемы Джет». К 2020 году рынок вырастет в 40 раз — до 28 млрд руб., прогнозируют компании. Драйверами рынка станут финансовый сектор, ритейл и промышленность, считают авторы исследования. По данным опроса 100 компаний из крупного и среднего бизнеса, около четверти респондентов уже используют технологии МО. 57% опрошенных уверены, что их затраты на ИИ и МО в ближайшие три-пять лет будут расти, причем, по предположению, около трети из них — на 15–20% в год. Для сравнения: по оценке IDC, общемировые расходы на системы ИИ (включая аппаратное и программное обеспечение и соответствующие услуги) увеличатся с $8 млрд в 2016 году до $46 млрд в 2020 году.
В 2007–2017 годах на исследования и разработки в области ИИ в России государство выделило около 23 млрд руб., оценивается в исследовании. Лидеры по объему госфинансирования — проекты для госсектора, транспортной отрасли, обороны и безопасности. Наиболее активно госсектор внедряет системы поддержки принятия решений, распознавание изображений и видео. Среди уже имеющихся примеров применения ИИ и МО в бизнесе в отчете отмечается опыт сервиса HeadHunter, который повысил производительность за счет автомодерации резюме: если в 2016 году усилиями 20 сотрудников обрабатывалось в среднем 20 тыс. новых резюме в день, то в 2017 году на обработку 30 тыс. резюме требуется только 12 сотрудников. Кроме того, «М.Видео» использует машинное обучение для формирования товарных рекомендаций и повышения конверсии покупок на сайте, а «Яндекс» применяет эти технологии в голосовом помощнике «Алиса».
Прогнозируемый рост вполне реален, поскольку ИИ и МО будут проникать практически во все области IT, считает руководитель направления «Инновационные решения» группы «БДО Юникон» Дмитрий Буслов. «Оценка 2017 года мне кажется даже несколько заниженной»,— добавляет он. Оценка текущего объема рынка пессимистична, согласен директор по развитию продуктов «Рамакс интернейшнл» Николай Ситников. Он полагает, что объемы должны быть в несколько раз больше, а темпы роста — ниже. «Просто в России бизнес быстрее выучил урок: не так важна технология, как важно ее практическое применение»,— поясняет господин Ситников. В ближайшие три года стоит ожидать роста прежде всего на рынке МО, где появляется все больше успешных примеров внедрения прикладных решений, а рынок ИИ начнет существенно расти в районе 2020 года, считает эксперт.
Объемы российского рынка оценивать сложно, констатирует гендиректор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. Многие компании уже реализуют пилотные проекты в сфере ИИ, но пока не раскрывают данные об инвестициях; кроме того, размер рынка сильно зависит от того, что относить к ИИ, поясняет он. Согласно проведенному Accenture в 2017 году опросу российских компаний, в ближайшие три года они планируют инвестировать во встроенный ИИ (31,1%), машинное обучение (30,2%) и обработку данных на естественном языке (27,4%), приводит данные господин Шушкин. «Наши компании прагматичны в выборе решений: их интересует высокий возврат инвестиций в перспективе двух-трех лет. В приоритете не технологии, которые со временем изменят рынок, а решения, без которых уже просто невозможно идти вперед»,— считает он.