«Газпром» в двух агрегатных состояниях
Ольга Мордюшенко о том, как монополия обещает государству сжижение по-русски
«Газпром» в течение двух лет создаст собственную технологию сжижения газа, заявил вчера министр энергетики Александр Новак. А глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что его министерство согласовало с монополией параметры производства отечественного оборудования для средне- и крупнотоннажных СПГ-заводов. Но, по его прогнозам, использовать исключительно отечественные технологии и оборудование при производстве СПГ планируется только к 2035 году. В «Газпроме» кратко отметили, что работа ведется в рамках программы импортозамещения.
Сложности с доступом к технологиям сжижения явно возникли после введения западных санкций, хотя формально на такие проекты технологического запрета нет. Но если считать, что санкции ввели надолго и они будут только ужесточаться, то смысл иметь собственную технологию, несомненно, есть. В мире есть не более пяти крупных поставщиков этих технологий, лидерами являются американская Air Products and Chemicals International, немецкая Linde и англо-голландская Shell. Технология Shell взята пока единственным действующим в РФ СПГ-заводом «Сахалин-2» на 10,9 млн тонн в год, обсуждается возможность расширения как минимум еще на 5 млн тонн. «Газпром» и Shell планировали продолжить сотрудничество на Балтийском СПГ — проект завода на 10–15 млн тонн в год в Усть-Луге. Российский лидер по СПГ-проектам НОВАТЭК для «Ямал СПГ» взял технологию у французской Technip.
Фактически единственным крупным СПГ-проектом из уже заявленных, где реально было бы применить собственную технологию «Газпрома», является сильно сдувшийся «Владивосток СПГ». Если раньше монополия собиралась запустить первую очередь на 10 млн тонн к 2019 году, то в недавнем меморандуме к евробондам сообщила, что мощность составит только 1,5 млн тонн. Когда будет построен завод, не ясно, так как в «Газпроме» признают, что приоритетным является расширение «Сахалина-2».
Но делать оборудование под один завод нерентабельно, считают собеседники “Ъ” на рынке, нужны большие масштабы. А о новых возможных крупных проектах по сжижению от «Газпрома» пока не слышно. Впрочем, заявки и обещания по небольшим СПГ-заводам есть: например, проект НОВАТЭКа и Газпромбанка в Высоцке на 660 тыс. тонн, который планируется запустить к концу 2018 года. «Газпром» уже в 2016–2017 годах заключал соглашения с входящим в ОМЗ «Криогенмашем» и другими структурами на НИОКР по среднетоннажному сжижению — более 100 тонн СПГ в час (около 0,9 млн тонн в год), малотоннажные технологии у «Криогенмаша» есть и в том числе экспортируются. Возможно, это малотоннажное оборудование и удастся масштабировать под крупнотоннажное, но вопрос спроса на него по-прежнему открыт.