Водители будут меньше общаться с ГИБДД
Штрафные «письма счастья» регионы будут присылать самостоятельно
Водители не будут получать «письма счастья» с камер от ГИБДД: правонарушения будут рассматривать специальные ведомства и учреждения, назначенные региональными властями. Соответствующий законопроект вчера принят в первом чтении. В текущей редакции он предусматривает передачу полномочий пока только столице, где штрафы будет выносить Московская административная дорожная инспекция (МАДИ), но ко второму чтению документ будет доработан. Думская оппозиция выступила против: поправки направлены на пополнение региональных бюджетов за счет автовладельцев.
Поправки в КоАП, рассмотренные Госдумой, предусматривают передачу органам власти Москвы полномочий по рассмотрению 38 видов нарушений, зафиксированных камерами: превышение скорости, выезд на встречку, выделенку и т. д. Сейчас, напомним, фотографии анализируются в московском ЦОДД, затем направляются в ГИБДД для составления постановлений. В МВД считают, что инспекторов надо разгрузить, так как они выполняют, по сути, дублирующую функцию. В случае принятия законопроекта инспекторов ГИБДД из процедуры обработки фотографий исключат, вместо них постановления будут выносить сотрудники других «госорганов власти». По данным “Ъ”, речь идет о Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), куда будут приходить фотографии из ЦОДД. У инспекции уже есть опыт администрирования правонарушений: МАДИ с 2013 года фиксирует нарушения правил парковки в Москве, высылает «письма счастья» автовладельцам и принимает заявления об обжаловании этих штрафов. Заместитель главы МВД Александр Горовой, выступая в Госдуме, говорил о том, что сегодня в РФ более 12 тыс. камер, закупаемых на региональные деньги, штрафы за нарушения ПДД идут в региональные бюджеты, поэтому администрировать штрафы регионы должны сами, тем более что технология обработки фото практически автоматизирована.
Ко второму чтению законопроекта планируется передать полномочия по администрированию штрафов вообще всем регионам: более 30 субъектов федерации уже заявили, что готовы это сделать. Региональные правительства должны будут заключить специальные соглашения с МВД (Москве это тоже предстоит). Раньше, чем будут приняты поправки в КоАП, этого не произойдет. Процедура заключения соглашений, отметим, довольно сложная, и может растянуться на один–два года.
Поправки в КоАП, принятые вчера в первом чтении, напомним, правительство внесло в Думу еще в 2015 году. Проект пролежал без движения отчасти из-за того, что прежнее руководство Госавтоинспекции выступало против этого законопроекта, нынешнее передачу полномочий поддерживает.
Думская оппозиция проголосовала против законопроекта. Депутат Ярослав Нилов (ЛДПР) говорил о том, что передача полномочий МАДИ в 2014 году была ошибкой: «на работу инспекции поступает много жалоб», «постоянно возникают скандалы». «Давайте не будем повторять ошибку»,— заявил господин Нилов. «Это все новый способ залезть в карман гражданам»,— добавлял депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. «У регионов будет появляться желание собирать все больше и больше денег на автомобилистах»,— говорил коммунист Алексей Куринный. Законопроект вызвал споры и внутри «Единой России» (фракция законопроект поддержала). Депутат Вячеслав Лысаков вчера заявил, что «специально делал все», чтобы передача полномочий не состоялась, но сейчас он «умывает руки». Господин Лысаков опасается, что в результате принятия законопроекта «какие-то люди с улицы» (имея в виду сотрудников МАДИ) смогут видеть через камеры маршруты движения машин ФСО, Минобороны, силовиков, а также транспорт, перевозящий радиоактивные материалы,— все это угрожает безопасности.
В московском департаменте транспорта деталей передачи полномочий не раскрывают. «Пока не принято окончательное решение, любые комментарии считаем преждевременными»,— заявили “Ъ” в пресс-службе ведомства. По данным “Ъ”, МАДИ уже готовит новое штатное расписание в связи с принятием законопроекта, сейчас в службе работает 500 человек. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин предполагает, что в результате передачи полномочий станет проще обжаловать штрафы. У МАДИ, к примеру, есть опция обжаловать штраф через портал «Автокод», прислав туда фото-видео и копию заявления,— в ГИБДД такого сервиса нет.