Расписание недели
15 — 22 декабря
выставка
Techne. Пролог ГЦСИ 15 декабря — 28 января
ГЦСИ запускает новую выставочную платформу Techne, посвященную, как нетрудно догадаться по названию, технологическому искусству. Программа расписана аж до 2021 года и предполагает рассмотреть все типы искусства, связанного с новейшими медиа и технологиями: генеративное, интерактивное, алгоритмическое, технобиологическое, кинетическое, сетевое и роботическое. Правда, к 2021 году, вероятно, возникнут и новые, еще не предугаданные формы "техно-арта", так что до эпилога платформе Techne, очевидно, далеко. На первой выставке представят работы звезд искусства новых технологий, таких как Нам Джун Пайк, Булат Галеев, Риочи Курокава, :vtol: (Дмитрий Морозов), а также творения художников, не замеченных в интересе к технологическому искусству, вроде "Коллективных действий" или Петра Белого. Последнее, вероятно, для критической массы.
концерт
Антон Батагов Московский международный дом музыки 15 декабря, 19.00
15 декабря композитор Антон Батагов покажет в Московском международном доме музыке программу "Big My Secret". Эта программа — попытка посмотреть на музыку разных веков сквозь призму сегодняшнего времени, которое создатель сочинения называет его "автором". В программе — пьесы Жан-Филиппа Рамо и Джона Булла, хоральные прелюдии Баха, саундтреки Майкла Наймана и фантазии Вольфганга Амадея Моцарта. "Стереотипы, закрепляющие за каждой музыкой единственно правильный вариант ее практического применения, мы оставляем в гардеробе вместе с пальто,— пишет Антон Батагов в анонсе концертов,— нам дают номерок, и мы идем в зал, где Моцарт получает "Оскара" за лучшую музыку к фильму, пока Бах с Найманом обсуждают, чем отличается Рамо от Джона Булла".
концерт
Обе две Vegas City Hall 15 декабря, 20.00
"Обе две" — редкий случай инди-группы, которая планомерно, одну за другой, берет вершины мейнстрима, двигаясь от клубных площадок к залам-тысячникам, от "Вечернего Урганта" к Vegas City Hall, где в декабре идут в основном детские мюзиклы и цирковые шоу. То есть ради рыжеволосой Кати Павловой и ее коллег-мужчин перерыв сделают в самом святом. Сегодня в группе играют лучшие инструменталисты жанра во главе с ярким молодым гитаристом и продюсером Дмитрием Емельяновым.
фильм
Экслибрис. Нью-Йоркская публичная библиотека Лекторий МСИ «Гараж» 16 декабря, 18.30
Фильм классика американской документалистики Фредерика Уайзмана, получивший в этом году приз ФИПРЕССИ в Венеции. Три с половиной часа из жизни одной из самых больших библиотек мира, фильм о доброжелательном любопытстве, которое противостоит агрессивному невежеству.
Подробнее — Ксения Рождественская
спектакль
Красное колесо Новое пространство Театра наций 16 декабря, 17.30 и 19.3017, 23 и 24 декабря, 19.30
Отречение императора, большевистские ячейки в Петербурге, Ленин и Крупская в вагоне поезда, везущего их из Цюриха в Москву,— участники лаборатории под руководством режиссера Талгата Баталова разобрали на эпизоды эпопею Александра Солженицына и превратили их в сценическую композицию на несколько вечеров. Каждый вечер отдан одной актерско-режиссерской "команде" и одному эпизоду истории ХХ века. Проект посвящен столетию Октябрьской революции и пока существует в статусе лабораторного, то есть неизвестно, будет ли повтор. Так что лучше успеть в декабре.
опера
Мельников. Документальная опера Музей архитектуры имени А.В. Щусева, флигель «Руина» 16, 17 декабря, 20.00
Константин Мельников — один из корифеев русского архитектурного авангарда, к которому так прекрасно подходит идея синтеза искусства и жизни и синтеза искусств,— стал героем современной "документальной оперы" в постановке молодого режиссера Анастасии Патлай. Основу для либретто Наны Гринштейн составляют письма и дневники самого Мельникова с 1907-го по 1974 год — большая часть этих документов никогда не публиковалась. Автор музыки, композитор Кирилл Широков, вдохновлялся алгоритмами и пропорциями архитектурных конструкций самого Мельникова, стремясь создать таким образом зеркальное отражение метафоры архитектуры как "музыки, застывшей в камне".
концерт
Евреи… Страны… Города… Еврейский культурный центр на Никитской 17 декабря, 19.00
Говоря об Александре Ростоцком в свете последних его проектов, забываешь о том, что он бас-гитарист — их масштаб, фантазия и концепция подразумевают, что он скорее композитор, организатор и культуртрегер. Ростоцкий на протяжении многих лет выходит за рамки джаза, да и вообще музицирования, совершая путешествия по разным континентам, сочиняя что-то новое на стыке культур. Это чувствуется и в его новом проекте, где Ростоцкий соединяет разные регионы, в каждом из которых существует своя еврейская традиция. Мотивы еврейской музыки переплетаются здесь с фрагментами произведений русских композиторов, а музыка вообще — с видеоартом: во время исполнения видеохудожник будет в реальном времени создавать мультипликацию на основе работ самого Ростоцкого.
фильм
Жизнь не может быть скучной «Каро 11 Октябрь» 17 декабря, 18.00
На фестивале индийского кино Bollywood Film Festival одной из главных премьер станет фильм Зои Ахтар "Жизнь не может быть скучной" со звездой индийского кино Ритиком Рошаном в главной роли. Фильм о том, как трое закадычных друзей детства, чьи жизненные пути, казалось, бесповоротно разошлись, используют грядущую свадьбу одного из них, чтобы на правах положенного мальчишника устроить путешествие по Испании, получил семь бомбейских "Оcкаров", в том числе два как лучший фильм — от профессионалов и от критиков,— за то, что изменил представление об индийском кино в самой Индии.
фильм
Я любопытна — желтый Третьяковская государственная галерея, Инженерный корпус 19 декабря, 21.00
Показ культового фильма режиссера-интеллектуала Вигольта Шемана, одного из ярких представителей шведской "новой волны", проходит в рамках ретроспективы "Краткая история шведского кино без Бергмана". Главную роль в "Я любопытна — желтый" (1967) сыграла Лена Нюман (в "Осенней сонате" Бергмана она играет душевнобольную дочь главной героини). В фильме Шемана документальные эпизоды свободно монтируются с игровыми, он начинается с поэтического вечера Евгения Евтушенко в Стокгольме, в нем есть интервью с Мартином Лютером Кингом и Улофом Пальме (тогда еще министром транспорта), рассуждающим о классовом обществе. Из-за большого количества откровенных сцен — а скорее всего, и из-за политического содержания — фильм был запрещен к показу в США.
выставка
Таус Махачева. Облако, зацепившееся за гору Московский музей современного искусства на Петровке 19 декабря — 4 февраля
Первая в Москве большая персональная выставка-ретроспектива Таус Махачевой, сделавшей едва ли не самую успешную международную карьеру из художников поколения тридцатилетних. Международный успех связан с грамотным обращением к кругу постколониальных проблем на примере макроистории Дагестана и микроистории собственной семьи. Дагестанский цикл на выставке будет явлен во всех медиа: от перформансов до найденных объектов. Покажут и такие видеошедевры, как "Гамсутль" и "Канат".
выставка
Арт-эксперимент. Лаборатория земного выживания Музей современного искусства «Гараж» 19 декабря — 8 января
На этот раз гаражный "арт-эксперимент", лучшее рождественское развлечение для детей и родителей, не только интересующихся современным искусством, но и желающих принять посильное участие в его создании, проводится в области сайнс-арта. Два художественных сценария будущего, гуманно-экологического и радикально-цифрового, представят Анастасия Потемкина из "Лаборатории городской фауны" и группа "Куда бегут собаки". Кроме них в изобретении будущего участвуют платформа "Хактерия" и Урс Гауденц, Марк Дюссейе, Поль Граньон, Адам Зарецкий и другие видные сайнс-артисты.
фильм
Новизна с 21 декабря
Новый фильм Дрейка Доремуса об отношениях, которые завязались в результате знакомства через мобильное приложении для секса, напоминает старый французский фильм "Супружеская жизнь", разделенный на две части — одну и ту же историю развалившегося брака были сняты с точек зрения мужа и жены. "Новизна" — своего рода энциклопедия чувственной жизни поколения "тиндера": точки зрения парня и девушки на их отношения перемежаются поэпизодно, а тема новизны в сексе подвергается столь же подробному социально-психологическому анкетированию, как брак в давней французской ленте.
фильм
Джуманджи с 21 декабря
Продолжение знаменитого фильма 1995 года с Робином Уильямсом в главной роли, памяти которого и посвящен сиквел. Джейк Каздан снял фильм-инверсию, в котором не вымышленные джунгли из настольной игры вырывались в Брентфорд — вместе с годами куковавшим в них персонажем Уильямса и целым выводком опасных фантастических тварей, а напротив, старшеклассников затягивает в пространство игры — навстречу бегемоту-людоеду, комарам-убийцам, браконьерам на мотоциклах и их мутному вождю (Бобби Каннавале), у которого из ушей то и дело выползают скорпионы.
мультфильм
Фердинанд с 21 декабря
Добрый полнометражный мультик про быка-пацифиста по имени Фердинанд, которого некстати выбирают для участия в корриде. Бразильский режиссер Карлос Салдана известен как создатель франшизы "Ледниковый период" и "Рио", так что приключения Фердинанда, скорее всего, на этом фильме не закончатся.
фильм
Ёлки новые с 21 декабря
На восьмой год производства патриотической новогодней франшизы к ее команде в качестве креативного продюсера, сценариста и режиссера присоединился Жора Крыжовников ("Горько!", "Самый лучший день") — возможно, именно ему как главному певцу нашего коллективного бессознательного удастся переосмыслить российские новогодние традиции и их ежегодное кинематографическое воплощение в праздничных Ивана Урганта и Сергея Светлакова. Если, конечно, допустить, что они вообще нуждаются в каком-то осмыслении.
фильм
Вечеринка с 21 декабря
Фильм Салли Поттер из конкурса Берлинале — черно-белая лента об отношениях взрослых людей в замкнутом пространстве. Улыбчивая Джанет собирает вечеринку — у нее событие, ее назначили министром здравоохранения от оппозиционной партии, это еще один шажок на пути к премьерскому креслу. Вечер обещал быть томным, но не будет: в первом же кадре хозяйка, открывая дверь зрителю, наставляет на него ствол.
выставка
Кофе с Федей… Галерея «Кино» до 29 декабря
Персональные выставки известных сценографов интересны всегда: это единственная возможность увидеть индивидуальную художественную материю, на которую не влияет театральная реальность — от режиссерского замысла до технической оснащенности сцены. Ларису Ломакину театральный мир прекрасно знает как автора многообразных "кабинетов", в которых разыгрываются спектакли Константина Богомолова, чьим бессменным сценографом она остается все последние годы. На выставке, посвященной памяти мужа Ларисы Ломакиной, архитектора Федора Рожнева, можно будет увидеть совсем другие, никому не известные мотивы и сюжеты — портреты городов, мимолетные наброски пейзажей, впечатления от повседневной жизни.