Бомба для президента Польши
Самолет Леха Качиньского якобы взорвали изнутри
Комиссия Минобороны Польши по повторному расследованию причин катастрофы под Смоленском в 2010 году польского самолета Ту-154 пришла к выводу о том, что причиной падения правительственного борта стала «серия взрывов». По мнению привлеченного Варшавой авиационного эксперта Фрэнка Тейлора, крыло самолета, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, разрушилось до его удара о деревья. Выводы доклада в корне противоречат сделанным ранее заключениям Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Фото: Reuters
Краткое сообщение на сайте комиссии было опубликовано вечером 10 января. В нем пресс-секретарь комиссии Марта Палонек сообщила, что по итогам рассмотрения всех материалов, собранных комиссией, международный авиаэксперт Фрэнк Тейлор сделал три вывода.
Во-первых, с его точки зрения, левое крыло самолета было разрушено внутренним взрывом. Во-вторых, источников взрывов было несколько, что «подтверждается анализом последствий удара двери самолета о землю». В-третьих, левое крыло было разрушено до того, как самолет ударился о кроны деревьев. В конце сообщения указано, что эти заключения приняты как часть основных выводов комиссии.
Напомним, комиссия, созданная при Министерстве обороны Польши, проводит ревизию результатов работы первой комиссии, представившей свой доклад 29 июля 2011 года. Согласно выводам первой комиссии, причиной катастрофы стало слишком быстрое снижение самолета в условиях плохой видимости, не позволившей завершить начатый маневр. К таким же в общих чертах выводам (хотя и с существенными дополнениями) пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК), опубликовавшая свой доклад раньше, 12 января 2011 года. По мнению МАК, существенную роль в катастрофе сыграл факт психологического давления кого-то из представителей польского руководства на пилотов. Судя по аудиозаписям из кабины, от пилотов требовали приземляться на аэродром Смоленска как можно быстрее — несмотря на то что они были против.
Фотогалерея
Последний президентский рейс
Президент Польши Лех Качиньский разбился вместе с супругой и правительственной делегацией 10 апреля 2010 года на пути из Варшавы в Смоленск. Всего на борту самолета находились 89 пассажиров и семь членов экипажа
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
При заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный в тумане самолет, не долетев до полосы, столкнулся с деревьями и развалился в воздухе. Все находившиеся на борту погибли
На фото: место авиакатастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Президент Республики Македония (ныне — Северная Македония) Борис Трайковский погиб, направляясь в Боснию и Герцеговину для участия в международной конференции
Фото: Reuters
26 февраля 2004 года его самолет разбился, упав на склоны горы Хргуд
На фото: место крушения самолета президента Македонии Бориса Трайковского
Фото: AP / Str
Президент Республики Бурунди Сиприен Нтарьямира (на фото) и президент Руанды Жювеналь Хабиаримана погибли в авиакатастрофе недалеко от аэропорта Кигали (Руанда) 6 апреля 1994 года после того, как в их самолет был сбит из ПЗРК
Фото: Reuters
В катастрофе обвинили представителей племени тутси. После крушения в Руанде начался геноцид народности тутси и новое резкое обострение межэтнического конфликта в Бурунди
На фото: президент Руанды Жювеналь Хабиаримана
Фото: AP / Michael Lipchitz
Место крушения самолета президентов Республики Руанда Жювеналя Хабиариманы и Республики Бурунди Сиприена Нтарьямиры
Фото: Reuters
Президент Пакистана (с 1978 по 1988 год) Мохаммад Зия-уль-Хак (на фото в центре) погиб 17 августа 1988 года, не долетев до Исламабада. Причина катастрофы осталась неизвестна
Фото: US Government
Президент Мозамбика (с 1975 по 1986 год) Самора Машел погиб в авиакатастрофе в Драконовых горах в ЮАР 19 октября 1986 года. По заключению международной комиссии, причиной стала ошибка пилота. Однако рассматривалась и версия диверсии. В 2004 году бывший сотрудник спецслужб ЮАР Лоу заявил, что после катастрофы президент был еще жив, некто сделал ему смертельный укол
Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала
Руководитель Панамы Омар Торрихос (на фото с президентом США Джимми Картером) погиб в авиакатастрофе 31 июля 1981 года. Спустя два года причиной катастрофы была признана ошибка пилота. Однако семья погибшего президента обвинила во всем ЦРУ
Фото: AP
Президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера погиб при крушении в эквадорских горах Уайрапунга 24 мая 1981 года. Вместе с ним на борту разбившегося самолета находились его жена, министр обороны Марко Субиа Мартинес с женой, двое военных и еще пять человек. Было установлено, что авиакатастрофа произошла из-за ошибки пилота, но была версия, что причиной катастрофы стал заговор против президента, активно отстаивающего права человека
Фото: AP
Президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо (слева) погиб 27 апреля 1969 года в результате крушения вертолета. Существует версия, что вертолет президента был сбит, однако специальная комиссия пришла к выводу, что катастрофа была следствием несчастного случая
Фото: AP
Президент Ирака Абдул Салам Ареф погиб 13 апреля 1966 года. Его самолет вылетел из Басры в Багдад, на следующий день обломки лайнера были найдены на берегу реки Шатт-эль-Араб
Фото: AP / Str
Президент Парагвая (с 1939 по 1940 год) Хосе Феликс Эстигаррибия погиб 7 сентября 1940 года во время перелета в Лома-Гранде. Вместе с ним в самолете находилась его супруга
Фото: Jorge Pérez Paiva / Jorge Perez Paiva
Выводы МАК и первой польской комиссии не удовлетворили значительную часть польских консерваторов из партии «Право и справедливость», что и послужило причиной создания второй комиссии. Она была основана 4 февраля 2016 года сторонником теории «российского следа» в авиакатастрофе, бывшим министром обороны Польши Антонием Мачеревичем. Он с самого начала настаивал на том, что самолет разрушился не в результате ошибки пилотов и плохой работы аэропортовых служб, а в результате «взрывов внутри», которые политик связывал с заговором против погибшего в катастрофе президента Польши Леха Качиньского.
Чем известен Антоний Мачеревич
Ранее президент России Владимир Путин уже комментировал версию о заложенной на борту бомбе. «Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? — рассуждал президент РФ.— Из Москвы или из Варшавы? Значит, там (в Польше.— “Ъ”) их (бомбы.— “Ъ”) и заложили».
«Теория об умышленном убийстве польского президента и целого ряда политиков и общественных деятелей в 2010 году еще долго будет обсуждаться в обществе,— сказал “Ъ” польский политолог, бывший депутат Сейма профессор Тадеуш Ивиньский.— Однако, согласно опросам, большинство жителей Польши все же считают случившееся несчастным случаем. Иных взглядов придерживаются лишь около 20–25% поляков». Кроме того, господин Ивиньский напомнил, что главный вдохновитель комиссии, которая расследовала трагедию под Смоленском,— министр обороны Антоний Мачеревич, во вторник был отправлен в отставку. «Таким образом, работу комиссии было бы логично завершить подобным образом — сделав вывод, который члены правящей партии “Право и справедливость” и так обсуждали последние годы».
Почему Польша не ответила на запросы участников расследования из России
В апреле 2016 года, накануне пятой годовщины со дня авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек, Следственный комитет России (СКР) заявил, что не может завершить расследование произошедшего в том числе из-за того, что польская сторона не отвечала на запросы из РФ. По данным “Ъ”, следствие планировало прекратить уголовное дело в связи с гибелью непосредственных виновников трагедии.