Сверхделовой бомбардировщик
Очень занятым и обеспеченным людям представили новое средство передвижения
Как выяснил “Ъ”, гражданский сверхзвуковой самолет на базе стратегического бомбардировщика Ту-160, создать который призвал Владимир Путин, может в итоге оказаться штучным бизнес-джетом для арабских шейхов стоимостью до €150 млн. Миллионеры пытались заказать такие самолеты у России с 2000-х годов, говорят источники “Ъ” в авиапроме. Но переделывать в Ту-160 придется очень многое, вплоть до крыльев — по соображениям не только инженерии, но и секретности, а до сих пор даже и без этой нагрузки ни один проект коммерческого сверхзвукового самолета не выжил по экономическим причинам.
Владимиру Путину приглянулась идея гражданской версии сверхзвукового Ту-160
Фото: Алексей Панов/ТАСС
Идею создать пассажирскую версию стратегического ракетоносца Ту-160 Владимир Путин высказал при посещении Казанского авиационного завода (КАЗ, филиал входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) ПАО «Туполев»; см. также стр. 3). Президент ОАК Юрий Слюсарь подтвердил “Ъ”, что в числе перспективных проектов есть и разработка сверхзвукового пассажирского самолета: «Там могут применяться наработки и технологии, использующиеся при создании Ту-160». «Главное, что в Казани освоено производство балок центроплана, есть мощное КБ,— заявил “Ъ” вице-премьер Дмитрий Рогозин.— Решения, используемые при разработке и военной, и гражданской версии Ту-160, позволят повысить рентабельность производства, поскольку будет увеличена серийность».
По словам топ-менеджера одного из предприятий авиапрома, интерес к переделыванию «стратегов» (как Ту-160, так и Ту-22) в гражданские самолеты возникал у иностранных заказчиков с середины 2000-х годов, но до конкретики дело ни разу не доходило. Основная причина была в том, что производство этих самолетов было развернуто еще в СССР, после его распада авиапром занимался лишь поддержанием летной годности и модернизацией машин. Военные же списывать пригодный для эксплуатации борт, являющийся одним из компонентов «ядерной триады», не хотели.
Ситуация изменилась после 2015 года, когда было принято решение возродить на КАЗе выпуск Ту-160. С того момента в ОАК и «Рособоронэкспорт» поступил ряд официальных писем от потенциальных покупателей: в их числе заместитель главы «Туполева» Валерий Солозобов называл арабского шейха, миллионера из Австралии и «далеко не бедного жителя Греции». Правда, в ноябре 2017 года он уточнял, что эти просьбы не удовлетворяются. «Сделать из Ту-160 пассажирский самолет — очень дорогое удовольствие, гораздо дешевле заново сделать такой самолет безо всякого Ту-160»,— отмечал господин Солозобов.
Гражданский и военный Ту-160 разительно отличаются друг от друга, поэтому неверно говорить о «прямом копировании самолета», поясняет собеседник “Ъ” в авиапроме: будет снято все вооружение и убран бомболюк, частично изменится авионика и система управления, вероятно, поменяется крыло. Иными словами, в руки иностранного заказчика не должен уйти ни один из компонентов, которые подпадают под секретность.
Вместе с тем, по данным “Ъ”, гражданский Ту-160 будет оснащаться двигателями НК-32-02 (производства самарского АО «Кузнецов»), которые позволяют развить тягу до 25 тонн в режиме форсажа. Они же встанут на перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА) и на глубоко модернизированную версию стратегического ракетоносца Ту-160М2. Контракт на десять таких машин общей стоимостью 160 млрд руб. был подписан в четверг в Казани Минобороны с ОАК. Заказ, по словам президента РФ, обеспечит полную загрузку завода до 2027 года.
В любом случае гражданский Ту-160 не будет приоритетом для КАЗа, убежден источник “Ъ” в отрасли. Он допускает, что в зависимости от компоновки самолет обойдется заказчику примерно в €140–150 млн.
Но истории сверхзвуковых Ту-144 и Concorde показали, что расходы на топливо и обслуживание перекрывают скоростные достоинства, убежден топ-менеджер. «Всего несколько компаний в мире могут себе позволить содержать и, что важнее, постоянно эксплуатировать хотя бы пару таких самолетов,— считает он.— Речь скорее пойдет о частном лице или даже группе лиц из дружественных стран, у которых в жизни уже все есть и которые за ценой не постоят».
Идея создания сверхзвукового бизнес-джета здравая, но реализовать ее можно только там, где под эту машину есть рынок, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: «А рынков всего два: либо рейс от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, чтобы в короткие сроки добраться до побережья, либо Абу-Даби—Париж, чтобы арабские шейхи смогли поскорее прилететь на зачистку всей Galeries Lafayette». Военные рассчитывают, что основной задачей для КАЗа станет концентрация усилий на выполнении контракта на Ту-160М2 (Минобороны планирует обновить парк стратегической авиации примерно 50 такими машинами) и развертывание работ по ПАК ДА, первый образец которого должен подняться в воздух в 2023–2024 годах.
Но Дмитрий Рогозин заверил “Ъ”, что «производственные мощности КАЗа с учетом создания новых цехов под ПАК ДА вполне позволяют создавать и пассажирский вариант Ту-160, не отвлекаясь от заказа Минобороны». Вице-премьер подтвердил, что пассажирская версия сверхзвукового самолета не будет выпускаться массово. «Но в России и за рубежом есть богатые и сверхзанятые люди, которые готовы ради экономии своего времени платить большие деньги»,— пояснил господин Рогозин. Поэтому, считает он, потребность в сверхзвуковом дальнемагистральном бизнес-самолете, «конечно, есть».
Фотогалерея
Быстрее звука
Разработка сверхзвукового пассажирского самолета началась сразу в нескольких странах в начале 1960-х годов
Фото: Reuters
Британская BAC и французская Sud Aviation, первоначально разрабатывавшие свои проекты по отдельности, в 1962 году объявили, что объединяют их. Поэтому самолет и получил название Concorde, что в переводе с французского означает «согласие»
Фото: Reuters / Peter Morgan
В США разрабатывалось сразу два проекта сверхзвуковых пассажирских самолетов — Boeing 2707 (макет на фото) и Lockheed L-2000. Но до производства ни один не дошел: финансирование из-за затрат США на войну во Вьетнаме и космическую программу было небольшим, и в 1971 году стало понятно, что конкуренты ушли далеко вперед, и программа была свернута
Фото: tekku.ru
Советский Ту-144 начал проектироваться позже «Конкорда». Вопрос о том, были ли в советском проекте прямые заимствования, до сих пор остается спорным. Но первый полет Ту-144 совершил на два месяца раньше «Конкорда» — 31 декабря 1968 года
Фото: Ю.Чуприков / ТАСС
Из-за форсирования сроков Ту-144 в целом получился более «сырым», чем европейский конкурент, но со своими преимуществами. Считалось, что двигатели, тормоза и электроника лучше у «Конкорда», а аэродинамика — у Ту-144
Фото: Ю.Чуприков / ТАСС
В эксплуатацию Ту-144 ввели только в 1977 году. За 10 лет испытаний с ним успела произойти первая катастрофа — прямо на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году. По официальной версии, причиной стал резкий маневр Ту-144, уклонявшегося от подлетевшего близко французского самолета, с которого велась фотосъемка
Фото: Борис Корзин / ТАСС
В 1977 году Ту-144 впервые поставили на регулярную линию Москва—Алма-Ата. Время в полете составляло 2 часа (сейчас в среднем 4 часа 15 минут). Но самолет пролетал на линии только семь месяцев: в Подмосковье во время тестового полета упал уже второй лайнер, и дорогостоящую имиджевую программу решили закрыть
Фото: Виктор Великжанин и Виталий Созинов / ТАСС
В 1983 году на одном из «Ту-144» были установлены 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда же поднимался вопрос о возобновлении эксплуатации сверхзвукового авиалайнера «Аэрофлотом», но на линии его так и не вернули. До 1999 года некоторые экземпляры использовались в качестве лабораторий
На фото: учебный аэродром Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева
Фото: Коммерсантъ / Игорь Евдокимов
Судьба «Конкорда» складывалась более удачно. Самолет 25 лет обслуживал престижные трансатлантические маршруты, и, несмотря на цену билетов в несколько тысяч долларов, в США, Британии и Франции находилось достаточно состоятельных пассажиров, готовых заплатить за то, чтобы долететь из Лондона в Нью-Йорк за три часа
Фото: Reuters
После снятия с рейсов Ту-144 «Конкорд» остался единственным в мире сверхзвуковым самолетом. При крейсерской скорости 2135 км/ч он мог перевезти до 120 пассажиров на расстояние до 7250 км
Фото: Reuters / Russell Boyce
Черным днем для «Конкорда» стало 25 июля 2000 года. Тогда при взлете в парижском аэропорту Шарль де Голль у лайнера в воздухе загорелся бензобак, самолет потерял управление и рухнул над пригородом Парижа Гонесс. Все 100 пассажиров и девять членов экипажа погибли
Фото: Reuters / Andras Kisgergely
Как выяснилось позже, причиной катастрофы стала чистая случайность — небольшая титановая пластина, оторвавшаяся от двигателя взлетавшего незадолго до этого самолета компании Continental. При разбеге «Конкорд» зацепил деталь колесом. Покрышка лопнула, и ее фрагменты, разлетаясь, пробили бензобак, что и вызвало пожар
Фото: Reuters
То, что причина катастрофы была случайной, «Конкорд» не спасло. После падения самолета под Парижем продажи билетов стали падать. А после 11 сентября 2001 года весь мировой рынок авиаперевозок оказался в глубоком кризисе
Фото: Reuters
Стареющий парк «Конкордов» не мог больше конкурировать с дозвуковыми, но более современными моделями. В 2003 году British Airways и Air France приняли решение вывести самолет из эксплуатации
Фото: Reuters
Оставшиеся экземпляры сверхзуковых пассажирских самолетов теперь можно увидеть только в музеях и на авиашоу
На фото: Ту-144 на авиасалоне МАКС в 2009 году
Фото: Коммерсантъ / Павел Головкин
В 2006 и 2008 годах Международной организацией гражданской авиации были приняты новые стандарты авиационного шума. В результате полеты сверхзвуковых самолетов над сушей попали под запрет. Решением проблемы шума заинтересовались ведущие космические агентства, чем снова всколыхнули интерес к сверхзвуковым планерам. В июле 2015 года Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) совместно со Шведским национальным космическим агентством провело ряд испытаний нового сверхзвукового самолета D-SEND-2 (на фото)
Фото: JAXA
15 ноября 2016 года компания Boom Technology из США и британский бизнесмен Ричард Брэнсон представили демонстратор XB-1 будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture. Пока создатели показали уменьшенную в масштабе 1:3 копию серийной модели. По расчетам конструкторов, воздушное судно сможет преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком за 3,5 часа, ориентировочная цена билета — около $5 тыс.
Фото: Boom Technology
В июле 2021 года у Boom Technology появился потенциальный покупатель: американский авиаперевозчик United Airlines объявил о планах купить 15 самолетов Overture. В январе 2022 года компания заявила, что готова приступить к строительству завода в Северной Каролине, где будут собираться сверхзвуковые пассажирские лайнеры. Выкатка полноразмерного воздушного судна запланирована на 2025 год, а завершение сертификации — на 2029-й
Фото: Alyson McClaran / Reuters