Стратегические наступательные обвинения
Россия усомнилась в достоверности предоставленных США данных по договору СНВ-3
Россия и США в понедельник объявили о достижении контрольных показателей по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) от 2010 года. Вашингтон напомнил, что выполнил взятые на себя обязательства еще в прошлом году. Москва предоставила новые цифры, подтверждающие, что и она уложилась в срок. Между тем власти РФ усомнились в точности американского отчета, заявив, что речь идет не о «реальных сокращениях», а о переоборудовании части пусковых установок морских ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков В-52Н таким образом, что сохраняется возвратный потенциал. В американском посольстве “Ъ” заверили: «конверсионные процедуры, разработанные США» полностью соответствуют договору СНВ-3.
К 5 февраля Россия и США должны были сократить свои ядерные арсеналы до 700 межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок, а также 1550 боеголовок на развернутых носителях. Обе страны с поставленной задачей справились. Как сообщили в понедельник в МИД РФ, Россия на сегодняшний день обладает 527 развернутыми МБР, БРПЛ и ТБ; 779 единицами развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ; а также 1444 боезарядами на развернутых носителях.
США самых последних данных не предоставили, напомнив о том, что они контрольных показателей соглашения достигли еще в прошлом году. Из обнародованной в октябре 2017 года на сайте Госдепартамента таблицы следовало, что США на 1 сентября прошлого года обладали 660 развернутыми носителями ядерных вооружений — МБР, БРПЛ и ТБ. Ядерных боезарядов у США было 1393. В целом развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ у США оставалось ровно 800.
О том, будет ли истекающий в 2021 году договор СНВ-3 продлен еще на пять лет (как то допускают договоренности от 2010 года), ни одна из сторон в понедельник не заявила. В МИД РФ лишь отметили, что «Российская Федерация подтверждает свою приверженность договору о СНВ». В Госдепе США, в свою очередь, подчеркнули: СНВ-3 привносит «прозрачность и предсказуемость» в ядерную сферу. «Режим верификации дает обеим сторонам представление о стратегических системах доставки ядерного заряда друг друга, ядерных боеголовках и объектах»,— сказано в заявлении ведомства. По подсчетам Госдепа, Россия и США направили и приняли друг от друга более 14,6 тыс. уведомлений, «касающихся размещения, перемещения и дислокации стратегических наступательных вооружений». 14 раз они обменивались «данными с полным учетом состояния состава стратегических ядерных вооружений». На объектах были проведены 252 инспекции. Двусторонняя консультативная комиссия также собиралась 14 раз. В Госдепе особо отметили, что сотрудничество в рамках договора «не прекращалось в период глобальных кризисов, ставших причиной трений в двусторонних отношениях».
Без трений, впрочем, и на сей раз не обошлось. Отчитавшись о достижении контрольных показателей, российская сторона заявила: предоставленные США цифры не соответствуют действительности. «Объявленный выход на установленные договором показатели достигнут США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ Trident II и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, осуществленного таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих стратегических наступательных вооружений в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения тяжелых бомбардировщиков»,— объявили в МИД РФ. В ведомстве также отметили, что озабоченность у российской стороны вызывает «произвольная переквалификация "шахтных пусковых установок, предназначенных для обучения"» в категорию «учебных шахт», не предусмотренную договором. Речь идет не о жонглировании терминами, а о юридической коллизии: от того, как тот или иной объект назван, зависит, какие действия могут производиться в его отношении противоположной стороной, в данном случае российской.
Напомним, впервые о том, что у Москвы есть вопросы к Вашингтону по СНВ-3, президент РФ Владимир Путин заявил 11 января. По его словам, российская сторона «пока не обладает доказательствами», что переоборудованные американцами вооружения не обладают «возвратным потенциалом». При этом Владимир Путин сказал, что «диалог по этому вопросу идет», и выразил надежду, что он будет «позитивным».
Ряд экспертов предположили, что Москва выступила с претензиями в адрес Вашингтона на фоне общего кризиса в двусторонних отношениях и усиливающегося санкционного давления США на Россию. Однако эксперт в сфере контроля над вооружениями исследовательского центра при Конгрессе США Эми Вульф уточнила в Twitter, что должностные лица РФ и ранее ставили эти вопросы перед американскими коллегами.
При этом она отметила: в соответствии с протоколом к договору СНВ-3, если у России есть вопросы к принимаемым США мерам по переоборудованию того или иного типа стратегического наступательного вооружения, Вашингтон должен провести Москве «демонстрацию разработанных им процедур». О необходимости изменения этих процедур в случае сохраняющихся сомнений противоположной стороны, в данном случае России, в документе не сказано. А как следует из заявления Госдепа, технические характеристики новых систем или же результаты переоборудования тех или иных вооружений с тем, чтобы они более не могли нести ядерный заряд, демонстрировались сторонами друг другу 14 раз.
В посольстве США в Москве “Ъ” в понедельник заверили, что «количественные данные по ядерным силам США, предоставленные Госдепартаментом, являются точными». «Конверсионные процедуры, разработанные США, разрешены по условиям договора»,— заявила “Ъ” пресс-секретарь дипмиссии Мария Ольсен. По ее словам, США «полностью привержены продолжению реализации договора». «Мы продолжим взаимодействие с Россией как по линии двусторонней консультативной комиссии, так и по другим дипломатическим каналам с целью совместной работы над техническими вопросами, возникающими в процессе реализации СНВ-3»,— добавила дипломат.
Вопрос о судьбе договора СНВ-3, ставшего одним из ключевых достижений политики «перезагрузки» отношений между Россией и США, тем не менее остается открытым. Претензии к соглашению есть и у Вашингтона: президент США Дональд Трамп публично назвал это соглашение «однобоким» и «плохим», дав понять, что оно более выгодно Москве, чем Вашингтону.
Бывший министр обороны США Уильям Перри, отвечая на вопрос “Ъ” в ходе семинара Московского центра Карнеги, тем не менее заявил, что рассчитывает на продление договора. «И у США, и у России есть множество причин, чтобы принять решение в пользу такого сценария»,— убежден эксперт.