Супругов признали однополыми вопреки их желанию
Суд решил, что операция по удалению груди противоречит семейному законодательству
В понедельник Орджоникидзевский райсуд Екатеринбурга разъяснил, почему отказал местной жительнице Юлии Савиновских в возврате двух приемных детей. Суд посчитал, что екатеринбурженка, удалившая грудь, «стремится к социальной роли» мужчины, что якобы противоречит семейному законодательству и запрету на регистрации однополых браков в России. Юлия Савиновских утверждает, что никогда не планировала смену пола, а грудь седьмого размера удалила из-за бытовых неудобств. Она собирается обжаловать решение суда.
Сегодня стала известна мотивировочная часть Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга, который на прошлой неделе второй раз отказал местной жительнице Юлии Савиновских в возврате двух приемных детей. Фрагмент из решения опубликовал адвокат екатеринбурженки Алексей Бушмаков. Суд признал, что с 11 ноября 2011 года Юлия Савиновских состоит в браке с Евгением Соковым, но указал, что, согласно Семейному кодексу РФ, в браке могут состоять только мужчина и женщина.
«Идентификация Савиновских Ю. В. себя в качестве представителя мужского пола с учетом состояния ее в браке с мужчиной, стремление к принятию социальной роли, свойственной мужскому полу, по своей сути противоречит принципам семейного законодательства нашей страны, традициям и менталитету нашего общества»,— сказано в решении.
Напомним, двух приемных детей из семьи Савиновских изъяли 27 августа (у семьи остались трое своих детей), сейчас они находятся в детдоме. Решение вызвало широкий общественный резонанс, поскольку одной из причин изъятия детей была названа операция по удалению груди седьмого размера. Госпожа Савиновских пояснила, что добровольно сделала операцию, поскольку грудь доставляла ей физические неудобства. Однако органы опеки сочли, что женщина имеет психическое расстройство: помимо удаления груди она вела блог о трансгендерности.
В итоге местное управление соцполитики подало иск о расторжении опекунского договора с Юлией Савиновских. Екатеринбурженка подала к опеке встречный иск, ее юристы отмечают, что на момент изъятия детей семья не получала ни одного нарекания от органов опеки. Осенью 2017 года Орджоникидзевский райсуд отказал в удовлетворении иска Юлии Савиновских и запретил ей опеку над приемными детьми. Это решение девушка обжаловала в Свердловском областном суде. Он отправил дело на пересмотр, однако суд вновь принял аналогичное решение.
Юлия Савиновских поясняет, что действительно сделала операцию и вела блог под вымышленным мужским именем. Однако она отмечает, что не планировала делать пластические операции на половых органах, гормонотерапию или паспортную смену пола. «Мои дети называют меня мамой. В том числе и старшая, прогрессивная, свободная от предубеждений дочь, которую, если бы мне только было нужно, попросить и обосновать необходимость обращения ко мне в мужском роде ничего не стоило бы. Моя социальная роль сохранена женская»,— отмечает екатеринбурженка. По мнению ее адвоката Алексея Бушмакова, «признать Юлию Савиновских мужчиной, а ее брак однополым — единственная возможность отказать в возврате детей». Защита будет обжаловать решение в суде. Также они намерены дождаться результатов психологической экспертизы, которая должна подтвердить или опровергнуть наличие у Юлии Савиновских диагнозов, мешающих быть опекуном.
Общественная палата рекомендовала вернуть приемных сыновей матери
В ноябре прошлого года представители Общественной палаты РФ провели проверку по жалобе жительницы Екатеринбурга Юлии Савиновских, у которой органы опеки изъяли приемных детей. Причиной изъятия называлась операция госпожи Савиновских по удалению груди. Участники проверки отмечали, что органы опеки руководствовались «опасением» о возможной смене пола госпожой Савиновских, однако не предоставили аргументов по поводу конкретных рисков и угроз для детей. Приемной матери было рекомендовано пройти комплексное психологическое обследование, по итогам которого в ОП РФ были готовы рекомендовать органам опеки отменить свое решение о расторжении договора о приемной семье.