Вагоностроители расселись по тележкам
УВЗ и «Алтайвагон» поссорила интеллектуальная собственность
Затяжной конфликт Уралвагонзавода (УВЗ) и «Алтайвагона» по вопросу продления лицензии на инновационную тележку для вагонов завершился обменом жесткими заявлениями и расторжением договора. «Алтайвагон» намерен за два года потратить 300 млн руб. на доработку своей тележки и очередную перестройку своего производства. Но эксперты считают оценку как срока, так и размера инвестиций слишком консервативной и опасаются, что к моменту выхода на рынок новых моделей спрос на вагоны сильно сократится.
28 марта «Алтайвагон» заявил о расторжении лицензионного договора с УВЗ на конструкторскую документацию для инновационной тележки грузового вагона 18-194-1. Компания «не видит реальных перспектив сотрудничества» с УВЗ, так как тот не способен вести «последовательную политику использования интеллектуальной собственности» и пытается «избежать солидарной ответственности за возможные ее недостатки».
Соглашение было заключено на 10 лет в 2013 году, «Алтайвагон» получил право выпускать и тележку УВЗ, и вагоны на ее базе. После перехода УВЗ к «Ростеху» в конце 2016 года завод начал требовать перезаключения соглашений с лицензиатами на новых условиях. Но они не устроили «Алтайвагон»: как объясняли там, предлагалось соглашение на год с возможным расторжением в одностороннем порядке, роялти росли в десять раз, а сбыт должен был идти строго через структуры УВЗ. В УВЗ говорят, что договоры типовые, «преференции отсутствуют». «Условия соответствуют интересам корпорации по защите интеллектуальной собственности,— отмечает заместитель главы УВЗ Борис Мягков,— но в то же время позволяют осуществлять контроль во избежание попадания на сеть некачественной продукции».
Чтобы расторгнуть старый договор, УВЗ обратился в суд, а «Алтайвагон» в декабре подал жалобу в ФАС. Ситуация обострялась тем, что в 2016 году «Алтайвагон» заключил крупный контракт с СУЭК на 3,5 тыс. инновационных полувагонов, а в апреле 2017 года получил для своих моделей скидку к тарифу на порожний пробег на уровне моделей УВЗ. Исполнить контракт с СУЭК завод не смог, сейчас заказчик требует неустойку в 700 млн руб., следует из письма гендиректора «Алтайвагона» Дмитрия Медведева Борису Мягкову от 23 марта. Исполнению контракта с СУЭК помешал срыв поставок комплектующих тележки лицензиатами УВЗ. «Алтайвагон» уверяет, что сообщал УВЗ о ненадежности комплектующих, но тот «не предпринял никаких действий для решения проблемы, а использовал ее для ведения нечестной конкурентной борьбы». В УВЗ «не удивлены очередным низкосортным выпадом в свой адрес от проигравших».
Как пояснил “Ъ” заместитель главы «Алтайвагона» Станислав Золотарев, компания прекратила тяжбу: она отнимает массу времени и средств, но, даже выиграв суд, завод не смог бы начать производство. 28 марта стороны заключили мировое соглашение о расторжении договора (“Ъ” видел текст). «Алтайвагон» продолжит разбирательство в ФАС (заседание назначено на 9 апреля), к нему привлечены Росжелдор и СУЭК, поясняет господин Золотарев. По его словам, «Алтайвагон» продолжит производить инновационные вагоны на новой тележке 18-9800, в разработку будет вложено не менее 300 млн руб., к выпуску завод приступит через два года. «Мы не уподобляемся нашим оппонентам и желаем им успехов в реализации их непростой миссии»,— говорят в УВЗ. «Алтайвагону» уже приходилось менять технологическую платформу. В 2010 году он договорился с Amsted Rail из США о лицензии на тележку Motion Control, но в 2012 году эксплуатацию остановил Ространснадзор, а в 2013 году лицензию выкупила ОВК.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что рессорный комплект тележки 18-9800 унифицирован с 18-194-1 УВЗ, но она нуждается в серьезной доработке. Инвестиции в 300 млн руб. и срок в два года он считает консервативной оценкой: придется проводить испытания, сертифицировать модели вагонов. Эксперт отмечает, что это дает заводу надежду на будущее, но к 2020 году конъюнктура ухудшится, и спрос на инновагоны «Алтайвагона» не будет превышать 1–1,5 тыс. единиц в год.