Биатлону не легче легкой атлетики
Коррупционный скандал в IBU набирает обороты
Скандал, вызванный обвинениями в коррупции в адрес президента Международного союза биатлонистов (IBU) Андерса Бессеберга, получил развитие. Глава Норвежского союза биатлонистов Эрленн Слоквик заявил телекомпании NRK, что во время конгресса IBU 2016 года, проходившего в Кишиневе, делегаты, вероятно, получали деньги и иные ценности в обмен на поддержку Тюмени в качестве места проведения чемпионата мира 2021 года. Заявления господина Слоквика значительно осложняют положение как Андерса Бессеберга, уже вынужденного на время расследования оставить пост, так и российского биатлона, рискующего повторить путь отечественной легкой атлетики, с 2015 года остающейся под санкциями.
Президент Норвежского союза биатлонистов Эрленн Слоквик в интервью телекомпании NRK заявил, что руководство IBU могло получать взятки от российской стороны в обмен на поддержку заявки Тюмени на выборах места проведения чемпионата мира 2021 года. Господин Слоквик отметил, что в 2016 году во время конгресса IBU, проходившего в Кишиневе, один из делегатов признался, что ему предлагали деньги за голосование за Тюмень. «Он не сказал, сколько именно ему предлагали. Но сумма, говорят, была значительная: конверт с наличными был весьма увесистым»,— отметил Эрленн Слоквик. Он рассказал также, что попытки если не подкупить напрямую, то как минимум умаслить делегатов конгресса, например заранее оплачивая их обеды и ужины, были обычным делом. Кроме того, в номере отеля, в котором остановился Эрленн Слоквик, он обнаружил подарки: айпад, дорогой фарфор и деликатесы. Впрочем, норвежец, по его словам, проявил стойкость, и дары так и остались в номере.
Помимо заявлений Эрленна Слоквика NRK приводит и выдержки из неких документов, в которых содержатся показания о том, что и Андерс Бессеберг, и генсек IBU Николь Реш в общении со спортсменами прямо говорили, что выбор делегатов конгресса, отдавших предпочтение Тюмени, несмотря на то что уже в разгаре было расследование российского допингового дела, был сделан под внешним воздействием. Так, на прямой вопрос американской биатлонистки Клэр Иган о том, почему Тюмень c огромным отрывом обошла на выборах словенскую Поклюку и чешское Нове-Место (российский город получил 25 голосов против 13 и 11, отданных за словенского и чешского претендентов, но позже был лишен права проведения чемпионата), господин Бессеберг якобы ответил, что процесс выборов коррумпирован: «Мы полагаем, что ряду делегатов пообещали или деньги, или оплату тренировок, но никто официально об этом не заявлял».
Новые данные значительно осложняют положение и Андерса Бессеберга, и Николь Реш. Они с середины апреля являются фигурантами расследования, проводимого австрийской и норвежской полицией, вследствие чего были вынуждены временно сложить свои полномочия. И теперь выходит, что руководители IBU знали о том, что делегатов конгресса подкупали, но не приняли никаких мер.
Согласно заявлению австрийской прокуратуры, расследование охватывает период с 2012 по 2017 год. Следствие считает, что в это время чиновники IBU скрывали нарушения допингового характера, получив от заинтересованных лиц взятки на сумму $300 тыс. Кроме того, по его версии, еще €35 тыс. были незаконно выплачены в качестве призовых спортсменам, которые не смогли бы участвовать в соревнованиях, если бы их делам был дан ход. При этом в качестве основных выгодоприобретателей от предполагаемой незаконной деятельности господина Бессеберга, скорее всего, будут названы российские спортсмены.
Отметим, что по похожему сценарию развивались события и в легкой атлетике. Там также все началось с обвинений в адрес руководителя федерации в коррупции (экс-президент Международной федерации легкой атлетики (IAAF) Ламин Диак до сих пор остается под следствием во Франции), а в конце 2015 года, когда IAAF пришла к выводу, что господин Диак получал взятки за сокрытие фактов применения российскими спортсменами допинга, Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) была дисквалифицирована и остается в этом статусе до сих пор.