Авиакомпании экономят на задержках рейсов
Легко ли получить компенсацию от перевозчика
€140 тыс. вместо €11 млн: пассажиры сорванных российских авиарейсов недосчитались компенсаций. В прошлом году от задержек при перелетах пострадали свыше 28 тысяч человек, но возмещения от авиакомпаний добились лишь чуть более 1% путешественников, подсчитал сервис AirHelp. Легко ли получить компенсацию от перевозчика и стоит ли игра свеч, выясняли Александр Рассохин и Юлия Кошкина.
Застряли в Канкуне, не смогли вылететь из Барселоны, ночуют на полу в аэропорту Дубая — так некоторые россияне вынуждены завершать долгожданный отпуск или возвращаться из командировок. Всему виной — непунктальные авиакомпании, которые допускают задержки рейсов. Сейчас ответственность перевозчика наступает, если вылет откладывается более чем на три часа. В этом случае клиент российской компании может требовать от нее компенсации — 25 руб. за каждый потерянный час. Те, кому не повезло застрять в европейском аэропорту, могут рассчитывать на большее — до €600.
Правда, добиваются выплат единицы. Врач из Екатеринбурга Андрей Цориев — один из немногих, кто выиграл суд с авиакомпанией: «Уральские авиалинии» выплатили ему 240 тыс. руб. На разбирательства и получение денег ушло полтора года, рассказал в беседе с «Коммерсантъ FM» господин Цориев: «Они отменили рейс, перенесли его на три дня вперед, а мы летели в отпуск впятером. То есть у нас были забронированы номера в гостинице, забронирован автомобиль. Мы говорим: как так может быть, вы у нас три дня отпуска отнимаете? Они: ничего не знаем, рейс в понедельник, не хотите — не летите. Я был вынужден купить билет через Дубай и полетел из Екатеринбурга через Дубай в Тбилиси. Потом все траты, которые мы вынуждены были совершать, задокументировали, написали, естественно, им претензию, записали общение с сотрудником авиакомпании в аэропорту, все это предоставили в суде. Слава богу, у меня друг адвокатом работает, он помог».
По статистике, компенсаций от авиаперевозчиков требуют только 1,5% россиян, которые пострадали от задержек рейсов. Многие из них действуют не самостоятельно, а через посредников. Есть специальные сервисы, которые предъявляют претензии к авиакомпаниям в интересах пассажиров. За это они берут около 25% от суммы компенсации.
Но выиграть суд — лишь полдела. Большинство споров «зависают в воздухе» на этапе истребования выплат, рассказал основатель сервиса по получению возмещений Compensair Роман Гильманов: «Преимущественное количество российских пассажиров летают российскими авиакомпаниями даже в Европу. Соответственно, в случае возникновения разного рода задержек, отмен, требовать компенсацию приходится с российских авиакомпаний. Мы в Европе в целом можем выиграть суд и получить решение о том, что авиакомпания должна заплатить эту компенсацию пассажиру из России, а в России это решение исполнить не получается в виду того, что суд, условно, не признает решение Европейского суда по данному вопросу».
В прошлом году российских путешественников обнадежили: страна присоединилась к Монреальской конвенции — международному соглашению, которое регламентирует международные перевозки. Там есть пункт о компенсации пострадавшим от задержек рейсов. Ее сумма определена с помощью условной валюты МВФ — так называемых специальных прав заимствования или СДР. Возмещение за задержку рейса почти достигает 4700 единиц — то есть больше 400-от тысяч рублей. Но на практике о таких компенсациях пассажиры могут только мечтать, утверждает старший научный сотрудник Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко: «Монреальская конвенция всего лишь устанавливает потолок компенсации. Это ничего не значит на практике, то есть подтвердить в суде такие убытки — это фокус похлеще, чем у многих иллюзионистов. Речь идет скорее о гражданских правовых исках к авиакомпаниям, в которых, в общем-то, предел компенсации — это даже на самом деле не столько хорошо подтвержденный ущерб, сколько моралка. Российские суды очень неохотно компенсируют возможные потери».
Получается, что пока россияне могут рассчитывать не на компенсации, а на дисциплинированность авиакомпаний. За последние три года отечественные перевозчики стали реже нарушать права пассажиров, почти втрое сократив число задержанных рейсов.
В прошлом году больше всего задержек рейсов допустили «Уральские авиалинии» — по оценкам AirHelp, просчеты в работе компании затронули свыше 5 тысяч пассажиров. На втором месте антирейтинга — греческая Ellinair S.A., а на третьем — British Airways.