Военная авиастроительная корпорация
Российские заводы продолжат работать на оборонку
Западные санкции резко изменили стратегию развития Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Она продолжит наращивать выпуск не слишком прибыльной для себя военной техники, но планы в гражданском самолетостроении весьма скромные. В ближайшие три года две трети инвестиций в размере 403 млрд руб. пойдут именно в сегмент военной и спецавиации. Эксперты считают это видение реалистичным, называя рост доли гражданской продукции ОАК «все более отдаленной перспективой».
Консолидированная выручка ОАК (92,3% — у Росимущества, 4,4% — у ВЭБа, 3,2% — частные акционеры) в 2017 году выросла на 8%, до 451 млрд руб., говорится в проекте годового отчета компании. Сама ОАК связывает это с увеличением на 39% послепродажной поддержки, модернизации авиатехники, поставок комплектующих. В проекте указана и чистая прибыль ОАК в размере 195 млн руб., но там уточнили, что показатель не консолидирован по группе. До сих пор корпорация не публиковала отчетность за 2017 год ни по МСФО, ни по РСБУ из-за ограничений, «наложенных на раскрытие некоторых сведений ряда компаний». За 2016 год ОАК получила убыток по МСФО в размере 4,5 млрд руб. и по РСБУ — 3,2 млрд руб., в 2015 году убытки были соответственно в 25 и 3 раза выше.
Председатель совета директоров ОАК, глава Минпромторга Денис Мантуров в проекте отчета говорит, что если 2015–2016 годы были «периодом выработки стратегии в новых геополитических условиях», то в 2017 году корпорация «набрала рабочий темп» и начала выполнять стратегию. Свою долю на мировом рынке по количеству переданных в 2017 году заказчикам самолетов ОАК оценила в 22%.
В 2017 году на фоне планового уменьшения гособоронзаказа вырос экспорт военной техники: ОАК поставила 94 самолета, обойдя Boeing Military Aircraft и Lockheed Martin Corporation, но валовая выручка на машину «значительно отличается от зарубежных производителей» из-за механизма ценообразования и структуры контрактов.
В отчете отмечен рост выручки и в гражданском сегменте (за счет SSJ 100, Ту-214 и Ту-204–300) более чем на 10%, до 75 млрд руб. Но чистую прибыль по РСБУ в 2017 году в размере 3–4 млрд руб. показали в первую очередь военные структуры ОАК — «Сухой», «Иркут» и РСК МиГ, гражданский сегмент в основном убыточен, кроме «Ила», ОКБ Яковлева, «Аэрокомпозита», ЭМЗ им. В. М. Мясищева и ЛИИ им. М. Громова.
На этом фоне неудивительно, что в ближайшие три года из общих инвестиций в размере 403 млрд руб. 75% пойдет на проекты «военной, военно-транспортной и специальной авиации». В военном сегменте речь идет прежде всего о перспективном сверхзвуковом бомбардировщике на базе Ту-160, ПАК ФА, Су-35 и ПАК ДА. В военно-транспортной авиации приоритетны «проект 476» и Ил-112. Остальные 25% получат программы гражданской авиации: 14% — разработка МС-21 (ПАО «Корпорация “Иркут”»), 1,9% — модернизация Ил-114 («Ильюшин»), 1,8% — создание российско-китайского широкофюзеляжного самолета, 3,3% — Sukhoi Superjet (АО «Гражданские самолеты Сухого»). По рыночной доле гражданского сегмента закладываются сдержанные показатели: в 2017 году это 1,8% (32 самолета), к 2025 году ожидается 4,5%. Но в структуре выручки гражданской продукции отводится значительная часть — 40%. В ОАК отмечают, что это станет возможным в том числе за счет выхода на рынок МС-21.
Советник президента ОАК, глава совета директоров «Гражданских самолетов Сухого» Борис Алешин о господдержке авиапрома, 9 апреля
Помощь какая-то, безусловно, нужна, но не до такой степени, что отбили всякий коммерческий интерес, всякое чувство реальности у тех, кто занимается гражданской авиацией.
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов говорит, что из-за продолжающегося усиления санкций США в отношении оборонно-промышленного корпуса России планы ОАК будут вынужденно корректироваться, а увеличение доли гражданской продукции в портфеле становится «все более отдаленной перспективой». Хотя прямого запрета западным компаниям на сотрудничество по гражданским проектам нет, корпорация внесена в санкционный список, усиление конфронтации с Западом ведет к росту военного производства по линии гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества, поясняет господин Карнозов. Вывод МС-21 на рынок отстает от графиков, а SSJ 100 выпускают по 30–40 самолетов в год против 70, согласно планам пяти—семилетней давности (нет разрешения США на продажи Ирану и т. п.), добавляет эксперт. В ОАК в ответ лишь заверили, что санкции «не оказывают существенного влияния на финансовое положение» корпорации.