Многолунное собрание
В отечественный прокат вышло «Паранормальное»
На экраны вышло «Паранормальное» (The Endless) режиссеров Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. По мнению Юлии Шагельман, малый бюджет фильма и ограниченность выразительных средств пошли ему только на пользу.
Братья Джастин и Аарон (их играют сами режиссеры Бенсон и Мурхед соответственно) остались сиротами, потеряв мать в автокатастрофе. Выросли они в некоем «лагере» с говорящим названием «Аркадия», затерянном где-то в калифорнийской пустыне, а по сути — в секте, поклонявшейся неведомым высшим силам и планировавшей воссоединиться с ними путем ритуального самоубийства. Примерно за десять лет до начала фильма братьям удалось вырваться — точнее, вырвался Джастин и вытащил за собой Аарона. Свобода оказалась не такой уж сладостной: братья перебиваются работой уборщиков, не имеют личной жизни (девушки сбегают, услышав «мы были адептами тоталитарного культа»), проходят бесконечную и, судя по всему, безуспешную психотерапию и питаются лапшой быстрого приготовления. И если Джастин считает, что доширак лучше участия в массовом суициде, то у Аарона на этот счет есть сомнения.
Однажды им по почте приходит видеокассета (да, в наше время) с записью, из которой следует, что члены секты вовсе не самоубились, а живут вполне счастливо и будут рады снова видеть отбившихся агнцев. Несмотря на сомнения Джастина, братья все-таки отправляются навестить бывших товарищей. На месте, конечно, окажется, что никакую кассету те не посылали, зато в самом лагере и вокруг него происходит что-то непонятное. Начать хотя бы с того, что тут светят две луны — какая-то природная аномалия, причем не единственная. Сами сектанты (впрочем, какая это секта, скорее просто кружок единомышленников) за прошедшие десять лет нисколько не постарели. И вообще, время в этом месте течет по каким-то своим законам.
Бенсон и Мурхед, что называется, культовые режиссеры, максимально далекие от мейнстрима, но известные в узких кругах любителей нестандартного жанрового кино. «Паранормальное» — третья их полнометражная работа, снятая всего за $1 млн, и то, когда смотришь фильм, эта цифра кажется завышенной. Это стопроцентно авторское кино: Бенсон помимо режиссуры написал сценарий, Мурхед выступил оператором, и оба, как уже говорилось выше, сыграли главные роли. По жанру «Паранормальное» считается хоррором, но на самом деле ничего особенно страшного в нем нет, разве что спецэффекты в финале могут испугать какого-нибудь большого голливудского продюсера, которому такие бюджеты могут присниться в кошмарах. С тем же успехом картину можно назвать семейной драмой — взаимодействию двух братьев здесь уделяется не меньшее, если не большее внимание, чем неведомому и непознаваемому Злу, и эта расстановка сил обозначена уже в двух предпосланных фильму эпиграфах: одном, из Лавкрафта, о том, что больше всего нас пугает неизвестное, и другом, без имени автора, как раз об отношениях близких людей.
Ближе к середине ленты оказывается, что она еще и своеобразный сиквел режиссерского дебюта Бенсона и Мурхеда «Ломка» (2012). Герои того фильма появляются и в новом, а происходившие там события рассматриваются под немного другим углом и получают новое объяснение. Впрочем, для того чтобы оценить «Паранормальное», знакомство с «Ломкой» не обязательно — это внутренняя игра для тех, кто следит за работой режиссерского дуэта с самого начала. Однако и те, кто знакомится с ними впервые, получат весьма занимательное зрелище.
Вне контекста фильмографии Бенсона и Мурхеда «Паранормальное» — еще один пример независимого «умного хоррора», которые стали все чаще появляться на поскучневшем было поле этого жанра (только из релизов этого года можно вспомнить необычайно успешное для своего скромного бюджета «Тихое место» или «Реинкарнацию»). Основная ставка здесь сделана не на эффектные пугалки, а на оригинальность идеи, свежий взгляд на законы жанра и атмосферу, которая создается неспешно, почти незаметными глазу (как «невозможные цвета», из которых состоит загадочное Оно) деталями. Здесь вроде бы ничего не происходит, только по чуть-чуть сдвигается нормальная оптика, пока фильм не втягивает зрителя в свой мир полностью, забираясь под кожу томящим ожиданием восхода третьей луны.