Регионы заняли машино-местами
Минтранс объяснил, как организовать бесплатные и платные парковки
Минтранс разработал инструкции для регионов по организации паркингов. Чиновникам будет рекомендовано жертвовать тротуарами и газонами для организации парковочных карманов, а парковку «елочкой» организовывать только на широких улицах. Тарифы на платную парковку, в свою очередь, будут рассчитываться по формуле, учитывающей зарплату местного населения. Эксперты инициативу поддержали, но отметили, что принятие документов может привести к неожиданным последствиям, вплоть до запретов парковки во дворах.
Минтранс опубликовал проекты методических рекомендаций, которыми будут пользоваться регионы при организации парковок. Первый документ содержит инструкцию по «формированию парковочного пространства». Возможность организации машино-места у обочины будут определять по ширине проезжей части: не менее 6,5 м — для дороги с односторонним движением; 8,5–9,5 м — для улицы с двухсторонним движением. Если ширины не хватает, то машины можно ставить на тротуаре или с частичным на него заездом. При этом высота бортового камня не может быть выше 12 см, а ширина тротуара должна быть не менее 4 м. Для борьбы с пробками рекомендуется делать заездные карманы за счет тротуаров и газонов. Если кармана нет, то допускается парковка «елочкой», но при условии, что угол постановки автомобиля к тротуару 23–45 градусов, а ширина полосы движения — не менее 3,75 м. Чтобы исключить заезд машин на тротуары, рекомендуется ставить ограждения, например столбики, каждые 1,5 м. На внеуличных парковках, например у ТЦ, ширина проезжей части между рядами машин должна быть не менее 6 м, а заезды и выезды на территорию должны быть в разных местах.
Второй документ Минтранса касается тарифов на платных парковках. Вводится формула, которой должны будут пользоваться регионы: в ней учитываются несколько параметров, включая базовый тариф, коэффициенты назначения паркинга, длительности стоянки. Базовый тариф, в свою очередь, рассчитывается исходя из среднемесячной зарплаты в конкретном городе. Конечная цена должна такой, чтобы парковка была заполнена не больше, чем на 85%: если машин больше, то должен вводиться повышенный «заградительный» тариф. Приводится таблица с расчетами таких тарифов (за час стоянки), необходимых для снижения заполняемости паркингов в разных регионах. К примеру, если какая-то парковка Москве заполнена на 100%, то тариф должен быть увеличен до 138 руб. в час. В Санкт-Петербурге рекомендованная цена при полной загрузке — 105 руб. в час, в Севастополе — 50 руб. в час. Напомним, что по факту максимальный тариф в столице составляет 200 руб. в час, минимальный — 40 руб. в час. Самый «щадящий» тариф предложен Минтрансом для Ингушетии (22 руб. в час при полной загруженности парковки) и Тыве (22 руб.).
Документ вступит в силу в конце 2018 года. Глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин считает, что часть норм методики являются «избыточными», например привязка базового тарифа к уровню зарплаты без учета численности населения, уровня автомобилизации, интенсивности потоков миграции. По его мнению, рекомендации «вряд ли будут полезны для столичного департамента транспорта, так же как и для транспортных администраций городов-миллионников». В департаменте транспорта Москвы документ Минтранса вчера не комментировали. В мэрии Новосибирска “Ъ” сообщили, что будут пользоваться рекомендациями после их вступления в силу, в Санкт-Петербурге документ пока не комментируют. В комитете по транспорту Екатеринбурга заявили, что применение формул Минтранса для загрузки парковок в городе сейчас невозможно, заметив, что парковки всегда загружены на 100%. «Повышение цен не планировалось ни до, ни после рекомендаций, но мы будем иметь их в виду»,— пояснили “Ъ” в администрации города.
Комментируя методику, в столичном Центре организации дорожного движения “Ъ” пояснили, что «большинство решений уже несколько лет применяется в Москве», отметив, что рекомендация по парковке на тротуаре в столице неприменима в связи с высокой интенсивностью движения пешеходов. Юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева говорит, что парковки на тротуарах — это эффективное решение, но этот способ пока не очень распространен. Недостатком документа, по ее словам, является его низкая юридическая сила: чиновники смогут либо ссылаться на рекомендации, либо отказываться их выполнять, ссылаясь на их необязательность: «Ответственности за исполнение или неисполнение документа никто не несет, а при этом возможностей для ущемления прав водителей возникает множество». Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что рекомендации — это первая попытка создать единые «правила игры» при формировании уличных парковок. «Появление документа, с одной стороны, даст водителям возможность защитить свои права в спорах с чиновниками,— говорит он.— С другой стороны, у чиновников появится больше оснований для запрета парковки». Господин Шкуматов опасается, что буквальное исполнение рекомендаций может привести к запрету парковки во дворах, где крайне редко встречается ширина проезда в 6,5 м.