Офис для мультимиллионера
Кто поможет разобраться в семейных финансах
Вы являетесь счастливым обладателем успешного бизнеса, кругленькой суммы и семьи, но не знаете, как все сохранить для потомков? Вам помогут сотрудники семейного офиса, которые в дополнение к вопросам преемственности помогут купить яхту или недвижимость на Ривьере, решить вопросы с налогами, а также организовать отдых и обучение для всех членов вашей семьи. Правда, ценник на такие услуги начинается с $200 тыс. в год и доходит до $5 млн в год.
Давайте представим ситуацию: вы отдыхаете на своей вилле в Кап-Д`Антиб и вдруг к вам приходят судебные приставы и начинают выносить мебель, а вместе с ней котомку и маленькую собачонку. Вы, перепуганные, звоните в свой банк, и в тот же день в Ниццу прилетает ваш личный банкир, который разруливает ситуацию, решая проблему с налоговыми органами Франции. Думаете, фантастика? Нет. История основана на реальных событиях. Для ее воплощения понадобился забывчивый владелец этой самой недвижимости, у которого оказалось не менее $5-10 млн на счету в семейном офисе западного или российского банка.
Первые ласточки
Первые полноценные семейные офисы появились в США полтора века назад. В то время сформировались первые крупные промышленные капиталы, которые достигли таких размеров, что наряду с вопросами развития бизнеса требовалось решать, что делать с огромными денежными потоками, которые этот бизнес генерировал. Тогда у первых американских миллионеров подрастало второе поколение, которое должно было унаследовать капиталы, а значит, стоял вопрос не только сохранения, но и приумножения их для будущих поколений. С таким объемом задач миллионеры уже не могли справиться и поэтому начали прибегать к помощи юристов, финансистов и других помощников.
Одним из первых, кто столкнулся с неповоротливостью огромного капитала, стал нефтепереработчик-монополист и один из самых богатых людей своего времени Джон Рокфеллер. В 1882 году он собрал группу доверенных лиц для управления накопленным благосостоянием. Финансовые советники, юристы, налоговые специалисты, бухгалтеры и прочие советники магната объединили усилия. Вскоре подобные структуры стали появляться по всему миру. Основной задачей таких организаций было обеспечить сохранение семейного благосостояния для будущих поколений. "Кроме того, они занимались юридическими вопросами, связанными с семейными активами, управляли инвестициями и собственностью",— отмечает руководитель отдела России, Центральной и Восточной Европы банка Julius Baer Евгений Смушкович.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 10 тыс. семейных офисов, а на их обслуживании находятся активы суперсостоятельных клиентов на сумму, превышающую $9 трлн. При этом самые крупные семейные офисы находятся в США (в среднем $1,2 млрд активов под управлением одного офиса), самые небольшие — в Азии и Океании ($445 млн). Центром семейных офисов в Европе является Швейцария, где располагается 300-400 семейных офисов.
По оценкам швейцарского банка Credit Suisse, по итогам 2017 года в России зафиксировано 132 тыс. долларовых миллионеров и 69 миллиардеров. При этом 10% наиболее богатых россиян владеют 77% богатств страны. Такой высокий уровень концентрации благосостояния в руках узкого круга лиц характерен для крупных экономик — аналогичный показатель зафиксирован в США, а вот у Китая он ниже (72%).
За прошедший век цели и задачи семейных офисов только расширялись: теперь они не ограничиваются управлением личным бизнесом, активами, планированием преемственности и вопросами наследования, а также включают в себя решение бытовых вопросов, таких как организация отдыха, образования, содержания раритетных автомобилей, картин и многое другое. "Это не просто работа с клиентом. Это взгляд на его семью, его бизнес, вопросы, касающиеся не только банковского сервиса или инвестиционного консультирования, но и нефинансовых задач: lifestyle management, вопросы наследования, структурирования активов, альтернативные инвестиции — перечень задач очень широк",— отмечает руководитель блока "Управление крупным частным капиталом" Альфа-банка Катерина Милеева. По словам старшего партнера компании FP Wealth Solutions Юрия Емелина, степень погруженности семейного офиса в деловую и личную жизнь клиента, как правило, на порядок выше, чем у частного банка или управляющей компании. "Семейный офис в буквальном смысле продолжение семьи",— отмечает господин Емелин.
Глобализация мировой экономики привела к тому, что семейные офисы стали осуществлять свою деятельность в любой точке мира. А для этого нужна соответствующая инфраструктура. "Как правило, семейные офисы строятся по принципу открытой архитектуры, что позволяет им работать с клиентом независимо от его географии и географии его активов, предлагая лучшие из тех финансовых и нефинансовых решений, которые есть на рынке. И, естественно, персональный банкир имеет соответствующие компетенции: это человек, обладающий helicopter view — способностью увидеть и понять весь спектр задач клиента, а не просто решить какой-то конкретный вопрос",— считает Катерина Милеева.
Чтобы стать клиентом семейного офиса, не обязательно пользоваться всем спектром предлагаемых услуг, достаточно обратиться за одной, например по вопросу преемственности. "Однако тут же всплывает много налоговых, юридических и инвестиционных нюансов, и эту задачу мы решаем комплексно",— отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
Российская десятилетка
История российских семейных офисов начитывает немногим более десятилетия. Конечно, еще до кризиса 1998 года у каждого российского крупного банка были отделения по работе с VIP-клиентами. Но в те годы банкиры не рассматривали это направление бизнеса как серьезное, поскольку по-настоящему высокосостоятельных клиентов тогда было немного, да и те, что были, предпочитали обслуживаться в западных банках и за границей. Еще 20 лет назад в Москве их было не больше 1 тыс., а сейчас — больше 100 тыс. человек.
После перехода России к капиталистической экономике сформировалось первое поколение русских бизнесменов, уже накопивших состояние. У них появилась потребность этим капиталом управлять, сохранять его и передавать своим детям. "Конечно, отдельные задачи решались специализированными консультантами, но для эффективного решения сложных вопросов нужен был внешний управляющий, контролирующий и координирующий работу различных контрагентов. В ответ на запрос были созданы и соответствующие институты — семейные офисы",— отмечает Дмитрий Кленов.
Многие из тех, кто сейчас обращается к услугам российских семейных офисов, уже имеют опыт сотрудничества с зарубежными банками, потому очень требовательны. По словам Катерины Милеевой, они уже не спрашивают, почему важно продумывать структурирование активов, вопросы наследования, следить за изменениями российского и международного налогового законодательства. Сейчас они, как правило, приходят с уже сформулированным запросом, их интересует не что, а как.
Активной популяризации семейных офисов в России способствовали происшедшие за последние десять лет изменения регулирования во многих сферах, начиная от налогов и заканчивая осуществлением банковских платежей. "Чем более турбулентное время, тем большее значение приобретают специалисты, способные предложить решения с учетом всех возможных рисков, поэтому мы видим увеличение спроса на услуги семейных офисов",— отмечает Дмитрий Кленов. Свою лепту внесли и многочисленные финансовые и банковские кризисы, которые за последние два десятилетия прокатились по России. "Стремление аккумулировать активы в одном месте и таким образом сократить расходы, желание получить более эффективное управление от нанятых именно в их интересах специалистов, неустойчивость финансовой системы (банки и инвесткомпании имели свойство исчезать) побуждали клиентов приходить в семейные офисы",— отмечает гендиректор General Invest Алексей Ищенко.
В последние годы интерес к семейным офисам растет по мере снижения банковских ставок. За три года ставки по депозитам снизились более чем вдвое, что побуждает даже самых консервативных клиентов искать варианты размещения, предлагающие приемлемую доходность. Если розница начала активно перекладывать сбережения в инвестиционные продукты, предлагаемые управляющими, страховыми компания или брокерами, то высокосостоятельные россияне начали все чаще выбирать private banking и family office. "Двузначные доходности остались в прошлом. Основная масса клиентов хочет сохранить то, что нажито, и получать небольшой процент, который позволяет закрывать living cost, туризм, обучение детей и расходы на здоровье",— отмечает Алексей Ищенко.
Три слона
Отличительная особенность российских семейных офисов в том, что среди них почти нет "независимых". Большая часть семейных офисов, существующих сейчас в России, аффилирована с какими-то иными институтами: они созданы на базе банков, агентств недвижимости, аудиторских компаний. "Такие компании имеют соответствующую материнской структуре специализацию и заточены именно под нее. В то время как мультисемейный офис должен иметь в идеале максимально широкую экспертизу в разных областях",— отмечает Дмитрий Кленов.
Если сегодняшние тренды сохранятся, то общее число семейных офисов в России будет уменьшаться, при этом доминировать будут крупные моносемейные офисы
Семейные офисы российских бенефициаров участники рынка условно разделяют на три категории в зависимости от того, какие вопросы являются для них ключевыми. Первая группа делает упор на административные функции: организация быта и отдыха семьи, управление самолетами-яхтами-недвижимостью, вопросы образования и т. д. Вторая занимается в основном управлением портфелем ликвидных инвестиционных инструментов (акции, облигации, фонды) либо аллокацией и контролем внешних управляющих. Последняя группа офисов сосредоточена на управлении портфелем прямых и венчурных инвестиций. "Российские семейные офисы не изобрели какой-то особый велосипед и оказывают все те же услуги, что и во всем мире. Конечно, есть местная специфика, например необходимость учета требований законодательства о контролируемых иностранных компаниях или повышенное значение взаимодействия с госорганами, но и в этом Россия не уникальна",— отмечает Юрий Емелин.
Дальнейшие перспективы семейных офисов в России неразрывно связаны с судьбой российского частного бизнеса, считают участники рынка. "Если сегодняшние тренды сохранятся, то общее число семейных офисов в России будет уменьшаться, при этом доминировать будут крупные моносемейные офисы. Если же произойдет разворот в сторону большей открытости, то можно смело ожидать увеличения числа семейных офисов, прежде всего профессиональных мультисемейных офисов",— считает Юрий Емелин.
Типы офисов
Family office делятся на два типа: Single family office и Multi-family office. Первые создаются непосредственно бенефициаром, и вся структура решает только задачи собственника, его друзей и семьи. Именно к этому типу относились первые семейные офисы, созданные в США. Multi-family office — это рыночные компании, которые обслуживают сразу несколько семей и предлагают свои услуги другим клиентам. Как правило, экспертиза таких институтов шире, так как разные клиенты имеют разные потребности. К недостаткам управления бизнесом мультисемейных офисов можно отнести более высокий уровень требований к нему, поскольку работа такой компании уже является лицензируемым видом деятельности и контролируется регулятором. Поэтому инфраструктура мультисемейного офиса дороже и включает в себя больше элементов контроля. По статистике в мире моносемейные офисы составляют около 70%, мультисемейные — около 30%.
Крупнейшие семейные офисы
|
По данным агентства Bloomberg на конец 2015 года.
Как создать
Для построения классического семейного офиса необходимо привлечь нескольких профессионалов. Обычно это юрист, трейдер либо портфельный управляющий, специалист по инфраструктуре (счета и сетапы в иностранных/российских банках/брокерах/управляющих компаниях), бухгалтер и операционщик. В последние годы в классическую схему добавляются еще специалиста по lifestyle и искусству, а также менеджер по благотворительным проектам. В функции первого входит организация рабочего и досугового расписания нанимателя, а также членов семьи: туризм, билеты на концерты, вечеринки, медицина, образование детей и многое другое. "Набранные специалисты должны будут построить юридически защищенную платформу для эффективного управления финансовыми и прочими активами и сферами деятельности семьи. В сложных случаях дело доходит до страховок детям и турпоездок, но первая часть обычно доминирует",— отмечает гендиректор General Invest Алексей Ищенко. Подбирать специалистов лучше среди близких или знакомых, советуют участники рынка. Либо стоит обратиться к специализированным хедхантинговым агентствам.
Цена вопроса
Бюджет Single family offices может варьироваться от $1 млн до $5 млн в год. Итоговый ценник зависит от сложности задач, размера и диверсификации активов под управлением и, как следствие, количества сотрудников и контрагентов на аутсорсе. Поэтому считается, что создавать свой семейный офис не имеет смысла с активами менее $300-500 млн. Поэтому, если у вас нет такого капитала, вам стоит присмотреться к мультисемейному офису. "В мультисемейном офисе минимальный актив в разы ниже — подойдет и $50 млн — работает эффект, присущий коллективным инвестициям, то есть просто дешевле содержать инфраструктуру и людей",— отмечает Алексей Ищенко. Если же у вас нет и $50 млн, тогда вам дорога в private banking: там будут обслуживать с суммы в $0,5 млн, при этом и спектр услуг в разы меньше.
Евгений Смушкович, руководитель отдела России, Центральной и Восточной Европы банка Julius Baer
Мир претерпел значительные изменения за последние несколько десятилетий. Объемы частных капиталов и количество состоятельных лиц показали многократный рост. Эти перемены связаны главным образом с ростом развивающихся экономик, таких как Китай, Россия и Индия. Таким образом, количество семейных офисов увеличивалось по всему миру.