Нефтяной рынок вспомнил 2014 год
Отрасль ждет роста цен на фоне отказа ОПЕК+ нарастить добычу
Встреча участников ОПЕК+, по итогам которой рынок так и не дождался обещаний роста добычи, подняла нефтяные котировки до рекордного за четыре года уровня. На этом фоне представители трейдеров Mercuria и Trafigura уже предположили рост цен до $100 за баррель в ближайшие месяцы, учитывая уход с рынка половины добычи Ирана из-за санкций в ноябре. Аналитики согласны, что рост цен на нефть может продолжиться, что благоприятно скажется на денежных потоках российских нефтекомпаний.
Как и предполагал “Ъ”, алжирская встреча ОПЕК+ 23 сентября, где так и не было принято решение о дальнейшем наращивании производства, спровоцировала рост нефтяных котировок. Стоимость Brent 24 сентября выросла на 3%, до $80,5 за баррель. Страны ОПЕК+, вопреки ожиданиям рынка и публичному требованию президента США Дональда Трампа, решили пока не реагировать на вступление в силу санкций против Ирана в ноябре, которое должно привести к падению добычи в стране.
Такое развитие событий дало повод некоторым участникам рынка заговорить о возвращении цен на нефть к уровню 2014 года. Так, глава нефтетрейдера Mercuria Даниэль Йегги не исключил, что уже в четвертом квартале нефть будет стоить выше $100 за баррель, а его коллега из Trafigura Бен Лукок заявил Bloomberg, что котировки могут дойти до $90 за баррель. По их мнению, на рынке недостаточно сырья, чтобы компенсировать уход иранской нефти из-за санкций, объем которого Даниэль Йегги оценил в 2 млн баррелей в сутки.
Халид аль-Фалих, министр нефти Саудовской Аравии, сентябрь 2018 года
Мы не руководим ценами, мы стараемся убедиться в том, что рынок достаточно хорошо снабжен
При этом глава Eni Клаудио Дескальци высказал опасения, что цена нефти выше $80 за баррель может стать «проблемой для потребителей». «Думаю, что в последние четыре года было недостаточно проектов во всех секторах и во всех странах, что сейчас затруднит какое-либо наращивание добычи»,— предположил он. Увеличение экспорта нефти из США, несмотря на рост инвестиций в отрасль, было осложнено отсутствием достаточной транспортной инфраструктуры, подчеркнул господин Дескальци.
В то же время, прогнозы от «западной части» нефтегазовой отрасли контрастируют с публичной оценкой ситуации со стороны лидеров ОПЕК+. Так, министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил «России 24», что видит признаки профицита нефти на рынке в следующем году на фоне в том числе роста добычи в США и поэтому участникам ОПЕК+ нужно быть готовыми при необходимости сократить добычу. «Мы ждем излишки предложения в 2019 году, возможно, придется вернуться к сокращению, мы надеемся, что сможем применить меры, чтобы сбалансировать рынок»,— сказал он. А глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что «рынок сейчас в достаточно здоровом состоянии по балансу спроса и предложения, (сейчас.— “Ъ”) приемлемые цены».
Жесткая позиция добывающих стран может отчасти объясняться публичным давлением со стороны США: на прошлой неделе президент Дональд Трамп призывал ОПЕК через Twitter немедленно снизить цену, назвав организацию «монополией». «Мы защищаем страны Ближнего Востока, без нас они бы недолго оставались в безопасности, и все же они продолжают стремиться ко все более и более высоким ценам на нефть»,— написал он.
По мнению аналитиков «Атона», решение ОПЕК может «спровоцировать дальнейшее ралли в ценах на нефть в ближайшие недели, поскольку нет никаких признаков роста предложения нефти на фоне продолжающегося сокращения мировых запасов нефти и вероятного временного дефицита нефти, с которым рынок может столкнуться в перспективе». Цена на нефть уже положительно отреагировала на результаты заседания в Алжире, и это должно поддержать российские нефтяные компании, отмечается в комментарии экспертов. Дополнительный положительный эффект для компаний заключается в том, что курс рубля, хотя и несколько укрепляется, по-прежнему остается довольно слабым относительно текущих цен на нефть — это увеличивает денежные потоки компаний в рублевом выражении.