НАТО сбито с толку российской ракетой

Вашингтону удалось заразить альянс озабоченностью на тему 9М729

Россия нарушает договор о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) 1987 года, испытывая крылатые ракеты 9М729, заявил на заседании министров обороны стран НАТО генсек альянса Йенс Столтенберг. Первым тревогу по этому поводу забил Вашингтон. Теперь его поддержал и господин Столтенберг, заверивший: существование этой ракеты «несет угрозу всему альянсу». Россия признает существование ракеты, но отрицает, что она нарушает договор. Постпред США при НАТО Кей Бейли Хатчисон сообщила, что если Россию не удастся заставить выполнять договор, то Вашингтону придется разработать свои средства сдерживания потенциальных атак.

Постпред США при НАТО Кей Бейли Хатчисон заявила, что США готовы оказать «давление на Россию с целью принудить ее исполнять договор» о ракетах средней и меньшей дальности

Фото: Geert Vanden Wijngaert, AP

Впервые заявления о том, что НАТО начало обсуждение предполагаемого нарушения Россией договора о РСМД, появились в сентябре 2017 года, но в официальную повестку альянса эта проблема была включена в июле этого года, дополнив длинный список претензий в отношении России. Камнем преткновения стала российская крылатая ракета 9М729, которую представители НАТО упоминали в ходе выступлений. Эта ракета наряду с другой – 9М728 – фигурировала в ряде российских и зарубежных источников и СМИ в материалах о комплексах «Искандер-М».

История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Смотреть

«Я помню 1970-е и 1980-е годы, когда мы в Норвегии очень переживали по поводу размещения советских ракет SS-20 (РСД-10 "Пионер".— “Ъ”), и не хочу, чтобы это повторялось,— заявил журналистам Йенс Столтенберг.— Договор о РСМД стал большим достижением, и мы требуем от России следовать ему, быть прозрачной в этом вопросе».

Напомним, что впервые о существовании российской ракеты, нарушающей договор, президент США Барак Обама заявил в 2014 году, и до последнего времени систематически озабоченность ее существованием высказывали только в США. Ракета, по мнению американских (а теперь и натовских) военных, имеет дальность полета, превышающую установленный договором о РСМД порог в 500 км. Как заявил “Ъ” пожелавший остаться неназванным представитель НАТО, «мяч находится на стороне России» и альянс ждет от нее ответа на его озабоченности относительно данного типа оружия. На вопрос “Ъ”, получают ли члены НАТО информацию о ракете от США или имеют собственные данные на этот счет, он ответил, что «обмен информацией внутри альянса осуществляется, но США играют здесь ведущую роль, так как являются стороной договора».

Ему заочно ответил в комментарии для ТАСС замглавы МИД РФ Сергей Рябков. «Мы никогда не отрицали, что определенные работы в сфере совершенствования нашего ракетного вооружения идут,— заметил он.— Но проблема в том, что ракета с индексом 9M729 никогда не испытывалась на дальность, запрещенную договором». Позиция России, напомним, состоит в том, что это не Москва, а Вашингтон нарушает договор о РСМД, принятый в 1987 году и запрещающий двум странам производить, испытывать и разрабатывать наземные ракеты дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Во-первых, США разместили в Польше и Румынии установки Mk41, которые, как полагают в России, могут запускать не только противоракеты, но и крылатые ракеты класса «земля-земля». Во-вторых, Россия считает, что используемые для испытаний американской ПРО ракеты-мишени по своим характеристикам аналогичны баллистическими ракетами средней дальности. И наконец, в-третьих, американцы активно используют ударные беспилотные летательные аппараты дальнего действия Predator и Reaper, которые, по мнению российских военных, полностью подпадают под определение крылатых ракет, данное в Договоре об РСМД.

Как заявил в беседе с “Ъ” эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий, обсуждение ракеты 9М729 — «один из самых загадочных элементов американо-российских отношений». «США утверждают, что ракета может летать дальше, чем допустимо по договору о РСМД, но никогда не предъявляли никаких доказательств на этот счет, не могли назвать дату учений, когда их средства наблюдения фиксировали бы это,— заметил он.— Можно предположить, что американская разведка получила доступ к техническим характеристикам ракеты, указывающим на ее возможности, но это только догадки».

Эксперт обратил внимание на то, что вопрос нарушения РФ договора о РСМД не поднимался американской стороной на встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки в июле этого года. Президент США не упомянул об этом в ходе своей итоговой пресс-конференции. Как писал ранее “Ъ” (см. номер от 26 июля), договор о РСМД был одним из четырех соглашений, приверженность которым Владимир Путин призывал подтвердить Дональда Трампа в ходе их встречи. Но это предложение осталось без ответа.

«Я удивлен, что к обвинению России в нарушении договора присоединились европейцы,— отметил Андрей Баклицкий.— Они избегали открытых обвинений в адрес России и предпочитали говорить о том, что верят американским претензиям и призывают стороны договориться. Если европейцы прямо обвинят Москву, то им придется принимать реальные ответные меры, а ни по поводу новых санкций, ни, тем более, по размещению американских ракет в Европе консенсуса нет и не предвидится».

Обсуждение темы уже успело вызвать небольшой скандал: выступая 2 октября в штаб-квартире альянса в Брюсселе, постпред США при НАТО Кей Бейли Хатчисон заявила, что Вашингтон собирается сделать все возможное, чтобы «убрать» (take out) российскую ракету, нарушающую договор о РСМД. Хотя посол сразу же пояснила, что США «не прорабатывают вопрос нанесения военного удара» и что речь идет скорее о «давлении на Россию с целью принудить ее исполнять договор», некоторые СМИ интерпретировали ее заявление как угрозу превентивного удара по российским ядерным силам. Это не могло не вызвать реакции Москвы. «Кто уполномочил эту даму делать подобные заявления? — возмутилась представитель МИД РФ Мария Захарова.— Американский народ? В курсе ли обыватели в США, что оплачиваемые из их кармана так называемые дипломаты ведут себя агрессивно и деструктивно?»

“Ъ” попросил научного сотрудника Центра военно-морского анализа США Джеффри Эдмондса прокомментировать, когда США могут перейти от «принуждения России к выполнению договора о РСМД» на словах к выходу из него и размещению своих средств защиты. «Назвать какой-то определенный период времени или порог не представляется возможным, это будет исключительно политическое решение»,— полагает господин Эдмондс.

Михаил Коростиков, Брюссель

Вся лента