«Я не считаю президента Трампа скомпрометированным»
Владимир Путин дополнил повестку «Российской энергетической недели» внешней политикой
Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя», который стартовал сегодня в Москве. Одной из главных тем мероприятия стало изменение цен на нефть. Однако Владимир Путин в своем выступлении не ограничился этой тематикой, также ответив на вопросы о сирийском кризисе, об отношениях с президентом США Дональдом Трампом и о скандале с отравлением экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля. “Ъ” приводит самые яркие цитаты из этого выступления.
О росте цен на нефть и Дональде Трампе
«У нас была очень хорошая встреча (16 июля.— “Ъ”) с президентом США в Хельсинки. Но если бы мы затронули с ним тему, которую сейчас обсуждаем (цены на нефть.— “Ъ”), то я бы ему сказал: “Если ты хочешь найти виновника роста цен, Дональд, то тебе надо посмотреться в зеркало”. Давайте прямо скажем, что такая цена нефти — это в значительной степени результат деятельности сегодняшней американской администрации. Вот эти вот ожидания от введения санкций в отношении Ирана, политические проблемы в Венесуэле... Посмотрите, что в Ливии происходит: государство разрушено — вот результат безответственной политики, которая напрямую отражается на мировой экономике.
Поэтому нам нужно не только в энергетике, но и в политической сфере плотнее, теснее работать, чтобы не допустить такой сбой. То, что растет цена на нефть,— это результат не столько нашей деятельности, сколько результат в значительной степени приходящих обстоятельств: ожиданий, решений по Ирану. Кстати, незаконных абсолютно решений и вредных для мировой экономики».
Об ошибках империй
«Мне кажется, что наши американские партнеры допускают колоссальную стратегическую ошибку: подрывают доверие к доллару как к универсальной, по сути, единственной на сегодняшний день резервной валюте, подрывают веру в него как в этот универсальный инструмент. Но мне кажется, это типичная ошибка любой империи — когда люди думают, что все так мощно, так сильно, так устойчиво, что никаких негативных последствий не будет. Ан нет. Они наступают рано или поздно».
Об отравлении в Солсбери
«Что касается Скрипалей, то этот очередной шпионский скандал искусственно раздувается. У нас наверняка есть соглашение с Великобританией о помощи по уголовным делам, которое предусматривает соответствующий порядок. Дайте документы, пришлите, как положено, в Генеральную прокуратуру. Мы посмотрим, что там на самом деле происходило.
Ваш браузер не поддерживает видео
Если мы говорим о том, что травили Скрипаля, вы хотите сказать, что мы еще какого-то бездомного человека травили там? Я иногда смотрю на то, что происходит вокруг этого дела, я просто удивляюсь: приехали какие-то мужики и начали травить бомжей там, в Великобритании — что за бред.
Я вижу, что некоторые проталкивают теорию, что господин Скрипаль чуть ли не правозащитник какой-то. Он просто шпион. Предатель Родины. Есть такое понятие — “предатель Родины”. Вот он один из них.
А возня между спецслужбами — это что, вчера родилось, что ли? Как известно, шпионаж, так же, как и проституция,— одна из важнейших профессий в мире. Никто это не закрывал и закрыть пока не в состоянии».
О санкциях против РФ
«Я иногда думаю, что было бы хорошо для нас, если бы те, кто хочет вводить санкции, ввели бы все санкции, которые только можно ввести, и как можно быстрее. Это развязало бы нам руки для защиты своих национальных интересов такими средствами, которые мы считаем наиболее эффективными для нас. А вообще, это очень вредно. Это вредит тем, кто это делает. Поэтому мы никогда не поддерживали и не будем поддерживать незаконные санкции, которые вводятся в обход ООН.
Мы отвечаем (на санкции.— “Ъ”), причем очень сдержанными шагами все это делаем, с тем чтобы не навредить прежде всего самим себе. Мы и дальше так будем делать».
О вмешательстве в американские выборы
Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией
«Хочу, чтобы мракобесие, связанное с мнимым вмешательством России в какую-то предвыборную кампанию в Соединенных Штатах, закончилось, чтобы наконец элиты американские успокоились, разобрались, в конце концов, между собой, чтобы там, так же как, и на нефтяном рынке, восстановились равновесие и определенный баланс здравого смысла и общенациональных интересов…
Я не считаю президента Трампа скомпрометированным. Народ его избрал, народ за него проголосовал. Кому-то это не нравится, кто-то не хочет уважать мнение избирателей американских. Но это не наше дело, это внутреннее дело самих Соединенных Штатов».
О перспективах нормализации отношений с США
«Рано или поздно наступит момент, когда мы сможем восстановить отношения в полноценном формате. Другого президента у Соединенных Штатов нет, других Соединенных Штатов тоже нет. У нас очень много пересекающихся общих проблем, над которыми мы вместе должны работать. США являются крупнейшей мировой державой, лидером во многих отношениях. Это наш естественный партнер по целому ряду направлений деятельности, включая международную безопасность, вопросы нераспространения оружия массового уничтожения, борьбу с терроризмом, борьбу с изменениями климата, за экологию».
О ситуации в Сирии
«Никакой новости я вам не скажу. США в данном случае (размещая контингент на территории Сирии.— “Ъ”) нарушают устав ООН, нарушают международное право. Две возможности существуют, чтобы исправить ситуацию. Первая: это США должны получить мандат Совбеза ООН на присутствие своих вооруженных сил на территории третьей страны, в данном случае на территории Сирии, или получить приглашение от законного правительства Сирийской Арабской Республики на то, чтобы разместить там с какими-то целями свои контингенты. Международное право не предполагает других вариантов. Мы тем не менее сотрудничаем в Сирии с американскими партнерами в борьбе с терроризмом, в борьбе с ИГИЛ («Исламское государство», группировка запрещена в РФ.— “Ъ”), но по мере того как ИГИЛ перестает существовать на территории Сирии, никакого другого объяснения (иностранного военного присутствия.— “Ъ”), даже за рамками международного права, не существует. Что, на мой взгляд, можно сделать и к чему мы все должны стремиться? Мы должны стремиться к тому, чтобы вообще никаких войск иностранных третьих государств на территории Сирии не было. Включая Россию, и если это будет принято на уровне правительства Сирийской Арабской Республики».
О возможности отставки президента Венесуэлы Николаса Мадуро
«Это должен определить народ Венесуэлы, а не кто-либо в мире. Не нужно залезать туда как слон в посудной лавке и топтаться, не понимая, что происходит на самом деле, а только думая, что слон — самое большое и самое умное животное. Что касается различных инструментов влияния на ситуацию в Венесуэле — они не должны быть такими, которые усугубляют положение гражданского населения. Это принципиальный вопрос. Против него (Николаса Мадуро.— “Ъ”) был теракт, попытка его убийства. Мы тоже будем одобрять такие способы политической борьбы? Я думаю, что это абсолютно неприемлемо. Нужно предоставить народу страны самому разобраться со своей судьбой и ничего не навязывать извне».