СПГ-танкерам не закроют Севморпуть
Правительство может отложить запрет на иностранные суда в Арктике
Правительство России все-таки пересмотрит планы по запрету использования с 2019 года судов иностранной постройки на Севморпути. Такой законопроект внес в правительство Минпромторг. Но теперь вице-премьер Дмитрий Козак дал поручение отложить введение запрета как минимум для танкеров, перевозящих сжиженный газ, поскольку таких судов российской постройки нет.
Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минэнерго, Минтрансу и Минпромторгу проработать с НОВАТЭКом вопрос о том, чтобы не вводить запрет на использование судов иностранной постройки для перевозки сжиженного газа по Севморпути. Ввести такой запрет с 1 января 2019 года предлагает Минпромторг, соответствующие поправки к Кодексу торгового мореплавания (КТМ) сейчас находятся в правительстве. Согласно этим поправкам, добытые в Арктике нефть, газ, уголь могут перевозиться только судами российского производства, однако на данный момент не существует ни одного построенного в России СПГ-танкера.
«Я вчера дал поручение, чтобы проработать этот вопрос. Чтобы сам НОВАТЭК продумал, какой срок ему нужен, какой график должен быть сформирован. Потому что сегодня очевидно совершенно, что этот запрет не может начать действовать с 1 января 2019 года»,— сообщил журналистам Дмитрий Козак в четверг, 25 октября. «Они сядут вместе с Минэнерго, Минтрансом, Минпромторгом и просчитают, чтобы этот срок (во время которого будут действовать исключения.— “Ъ”) был не очень большой и не расслаблял и не очень маленький, когда в новогоднюю ночь нужно прекращать реализацию проектов СПГ»,— отметил вице-премьер. «Нужно сформулировать условия по перевозке сжиженного газа танкерами российского производства. Их сегодня нет в необходимом количестве»,— добавил он.
В Минпромторге “Ъ” сообщили, что проект закона, вносящий соответствующие изменения в кодекс и закрепляющий приоритетное право на выполнение отдельных видов работ за судами, построенными на территории РФ, в настоящее время внесен в правительство. «Дальнейшая работа по нему будет продолжена в установленном порядке»,— заключили в министерстве.
Проект закона неоднократно дорабатывался и возвращался из правительства в Минпромторг. Изначально предполагалось, что в нем будут предусмотрены исключения по решению правительства — прежде всего для СПГ-танкеров. По информации “Ъ”, в начале октября свое одобрение на последнюю версию законопроекта, внесенную в правительство, отозвало Минэнерго.
В НОВАТЭКе всегда выступали в принципе против таких поправок к КТМ. Глава и совладелец компании Леонид Михельсон в интервью “Ъ” называл их «вредными по существу». «Вы говорите, что предполагается возможность получения исключений (из КТМ.— “Ъ”). А кто будет принимать это решение? Зачем это нужно?» — говорил он. В четверг в НОВАТЭКе на просьбу прокомментировать поручение господина Козака заявили “Ъ”, что «правительство последовательно обеспечивает реализацию указа президента РФ по увеличению к 2024 году грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн, практически половина указанного грузопотока будет обеспечена СПГ-проектами компании НОВАТЭК».
В середине сентября в интервью «России 1» вице-премьер Юрий Борисов отмечал, что некоторым типам морских судов иностранного производства первое время будет разрешен проход по Севморпути, несмотря на планируемый к вступлению с 1 января 2019 года запрет. Он говорил, что решение будет принимать правительство, «потому что весь типаж судов мы не в состоянии сразу будем перекрыть». Он подчеркивал, что «здесь нет никаких антирыночных мер, это нормальная защита российского производителя, и она должна стимулировать загрузку в том числе и “Звезды” (верфь.— “Ъ”)».
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что требование об использовании судов только российской постройки неприемлемо в силу того, что половина флота для завода по сжижению газа «Ямал СПГ» (запущен в декабре 2017 года) уже построена, а остальные суда находятся на различных этапах строительства. «Данная мера не только нарушает заключенные договоры фрахта, но разрушает всю складывающуюся систему транспортировки и ставит под угрозу проект в целом»,— подчеркивает эксперт. Введение ограничений на использование иностранных судов теоретически возможно для флота следующего проекта — «Арктик СПГ-2». Этот флот, очевидно, будет большим, поскольку мощность завода СПГ будет больше, чем «Ямал СПГ», рассуждает господин Григорьев. В этом случае вопрос в том, успеет ли «Звезда», имеющая в своем портфеле заказы уже почти на 30 судов, построить требуемые газовозы и конденсатовозы к сроку запуска завода «Арктик СПГ-2»: ввод первой очереди в 2022 году, третьей — в 2025 году, говорит эксперт. «”Ямал СПГ” реализуется НОВАТЭКом быстрее плановых сроков, также и “Арктик СПГ-2” может быть запущен раньше утвержденного комплексного плана правительства РФ по развитию производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан»,— добавляет Михаил Григорьев. Кроме того, непонятно, почему в перечне участников обсуждения отсутствует «Звезда», так как основной вопрос заключается в готовности ее судостроительных мощностей, заключает эксперт.