Что смотреть на фестивале «Дягилев P.S.»
Выбор Татьяны Кузнецовой
В этом году петербургский Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» уместнее переименовать в «Петипа. P.S.»: по случаю 200-летия со дня рождения Мариуса Ивановича вся программа посвящена ему, главному французу русского балета. Точнее — современным интерпретациям классических спектаклей Петипа. На фестивале будут представлены авторы со всего света — от Японии до Норвегии и от Южной Африки до Урала. Нельзя также пропустить ретроспективу фильмов («Жизель», «Спящая красавица») родоначальника всех балетных ревизионистов великого шведа Матса Эка. Но вообще-то на этом фестивале, справляющем 200-летие классика куда завлекательнее, чем все остальные мероприятия официального «года Петипа», вместе взятые,— смотреть надо все.
Баядерка. Пространство иллюзии Компания Noism (Япония)
Основатель труппы хореограф Йо Канамори учился у Мориса Бежара, а потому не увлекается ни танцевальными абстракциями, ни чистотой жанра. Старинную «Баядерку» он трактовал как танцевальную драму и для постановки спектакля даже привлек профессионального режиссера — Хирату Оридзу. «Я пытался показать момент, когда что-то разрушается во внутреннем мире человека, когда обрушиваются старые ценности»,— объясняет хореограф. Старую музыку Минкуса Канамори, впрочем, сохранил, однако в партитуру спектакля свою современную лепту внес и композитор Ясухиро Кадамтасу. В итоге мифическая Индия Петипа превратилась в мифическую Японию Канамори — прекрасную, загадочную и, как полагается, минималистичную. Впрочем, хореографию в минимализме не обвинить: в этой «Баядерке» вполне европейский современный танец соседствует с элементами боевых искусств и скупыми намеками на танец буто — в балете, кульминацией которого является сцена «теней», такие намеки не кажутся лишними.
Александринский театр, 21 ноября, 19.00
Девушка с фарфоровыми глазами Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург)
Eric Short Национальный балет Норвегии
«Девушка с фарфоровыми глазами» — это, конечно, «Коппелия». Но Татьяну Баганову, лучшего современного хореографа России, занимает не столько классический балет, сколько его первоисточник — новелла Гофмана «Песочный человек». «Само причисление „Коппелии" к жанру комедии, и то, что произрастает она из сумрачных новелл Э.Т.А. Гофмана, позволяет найти в этом произведении более сложную структуру, чем кажется на первый взгляд,— структуру, вобравшую в себя смысловые коды многих источников»,— рассуждает хореограф. А больше о спектакле не известно ничего: фестиваль «Дягилев P.S.», выступивший сопродюсером, представит его мировую премьеру.
Норвежский «Epic Short» в постановке хореографа Мелиссы Хоу на музыку Первого концерта Чайковского — один из четырех балетов цикла «Неспящая красавица». Это ироничный взгляд на образ классической балерины в современном мире — и зрителям предстоит оценить скандинавское чувство юмора. Балет свеж: он появился в апреле этого года, завоевав приз Critic’s Choice как лучшая премьера по версии Dance Europe Magazine.
Театр-фестиваль «Балтийский дом», 22 ноября, 19.00
Пахита Екатеринбургский театр оперы и балета
Постановка покойного Сергея Вихарева, завершенная худруком балетной труппы Вячеславом Самодуровым,— одна из главных сенсаций прошедшего российского сезона. Следуя концепции Павла Гершензона, хореографы с максимальной дотошностью воспроизвели хореографический текст Петипа, но поместили старинный авантюрный сюжет про похищенную цыганами девочку-аристократку в разные периоды двадцатого столетия — как сказано в аннотации: «Каждый из трех актов рассмотрен сквозь призму мирового культурного опыта ХХ века». По заказу постановщиков композитор Юрий Красавин сделал вольную оркестровую транскрипцию партитуры Дельдевеза и Минкуса, сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева позволили размахнуться своей недюжинной фантазии; результат получился не просто оригинальным — искрометным.
БДТ имени Товстоногова, 23 ноября, 19.00
Жизель The Dance Factory (ЮАР)
Это, без сомнения, самый яркий спектакль фестивальной программы: двухактную «Жизель» на оригинальную музыку Филипа Миллера, использовавшего обрывки тем из первоисточника Адана, поставила молодая африканка Дада Масило — поразительно талантливый хореограф и блистательная танцовщица (сама она и исполнит заглавную партию). Эта «Жизель» — из колониального прошлого Черной Африки, но и из европейской романтической готики, где виллисы — неумолимые и грозные убийцы, а не те эфемерные создания, какими их представил классический балет. Сохранив каркас сюжета и основных персонажей, режиссер Масило решительно переставила смысловые акценты, смешав все мыслимые театральные жанры, от клоунады до высокой трагедии. Собственно, такова и хореография Дады — эта гремучая смесь фольклора с актуальным contemporary, иронически препарированными элементами классического танца и трескучей болтовней на языке африкаанс. Балеты Масило может исполнять только ее собственная труппа — они принципиально невоспроизводимы. И неотразимы в своей неповторимости.
БДТ имени Товстоногова, 26 ноября, 20.00
Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век
Концерт, завершающий фестиваль, не похож на обычный гала. Метаморфозы, которые претерпели балеты Петипа в ХХ веке, тут будут представлены с принципиальной наглядностью. Черная Жизель Дады Масило и Ксола Вилли — рядом с романтическим белым дуэтом из классического балета в исполнении Николетты Манни и Джулиана Маккея. Свадебное па-де-де из «Спящей красавицы», тщательно реконструированное Алексеем Ратманским (Изабелла Бойлстон и Джеймс Уайтсайд),— вплотную с трагическим дуэтом Авроры и Карабос (Марико Кида и Ваге Мартиросян) Матса Эка: в его версии порочный фей подсадил девушку на наркотики, обеспечив ей многолетнюю отключку. В программе концерта каждый найдет своих хореографов. Для сторонников крутых метаморфоз — Дуэт Принца и Лебедя из «мужской» версии «Лебединого озера» Мэттью Борна. Для благочинных любителей нетленной классики — многолюдные «Танцы Дня и Ночи» из оперы «Джоконда» Мариуса Петипа в исполнении студентов Академии Вагановой.
Александринский театр, 27 ноября, 19.00