Дональд Трамп отчитался перед спецпрокурором Мюллером заочно

Президент США готов передать следствию ответы на вопросы о российском вмешательстве

Вскоре после промежуточных выборов в Конгресс США президент Дональд Трамп вновь начал комментировать расследование возможного российского вмешательства в выборы президента США в 2016 году. 17 ноября он заявил, что ответил на вопросы, переданные в Белый дом следователями из команды ведущего расследование спецпрокурора Роберта Мюллера. Ответы, по словам самого господина Трампа, дались ему «очень легко», хотя следователи «пытались поймать его на лжи». Передать их спецпрокурору планируется на этой неделе.

Фото: Jonathan Ernst, Reuters

Дональд Трамп еще в конце октября сообщил, что согласен дать письменные ответы на вопросы спецпрокурора Роберта Мюллера о предположительном вмешательстве в выборы президента США 2016 года. После этого политик перестал комментировать расследование в ожидании промежуточных выборов в Конгресс 6 ноября.

За это время стало очевидно, что Дональду Трампу не грозит импичмент, так как республиканцы сохранили большинство в Сенате, хотя и уступили демократам Палату представителей.

Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией

Смотреть

Затянувшуюся паузу глава Белого дома неожиданно прервал в минувший четверг, написав в своем Twitter, что следователям из команды господина Мюллера «все равно, как много жизней они смогут разрушить». «Все, что происходит внутри расследования Мюллера,— это полный хаос»,— написал президент США, добавив уже на следующий день, что он не беспокоится о своей собственной судьбе. «Я уверен, что все будет хорошо»,— подчеркнул Дональд Трамп.

17 ноября американский лидер поднял тему расследования вновь: он рассказал, что ответил на письменные вопросы спецпрокурора Роберта Мюллера, переданные в администрацию США еще весной прошлого года. Подобный формат — заслуга адвокатов президента, которые вели переговоры с командой Роберта Мюллера в течение последних месяцев и сумели убедить спецпрокурора в невозможности личного допроса. Кроме этого, по данным телеканала CNN, юридические представители главы Белого дома сослались на так называемую исполнительную привилегию — право президента не представлять следствию или Конгрессу США сведения, которые содержат государственную или военную тайну. К этим тайнам, по мнению адвокатов, не относятся только события, происшедшие в период предвыборной кампании 2016 года.

Президент подчеркнул, что отвечал на вопросы самостоятельно. «Мои адвокаты ответы не писали. Я написал ответы. Мне задали ряд вопросов. И я ответил на них очень легко, очень легко»,— заявил глава Белого дома журналистам в минувшие выходные. При этом он добавил, что все вопросы были «хитрыми» и главной целью следователей была попытка поймать президента на лжи. «Всегда нужно быть очень осторожным, когда отвечаешь на вопросы людей, которые, возможно, имеют недобрые намерения»,— сказал он.

«Слова президента о том, что он "очень легко" ответил на вопросы спецпрокурора, являются настоящим кошмаром для адвокатов,— уверен профессор юридического факультета Университета Джорджа Вашингтона Джонатан Терли.— В этом расследовании, особенно в сегодняшней политической жизни Вашингтона, нет ничего "легкого", и на данный момент нескольким десяткам человек были предъявлены официальные обвинения, включая и обвинения в даче ложных показаний».

Юристы Дональда Трампа высказывания о «легкости» допроса не комментировали. Личный адвокат президента США бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани в интервью The Washington Post на прошлой неделе отказался сообщить, какие именно вопросы были заданы президенту, отметив лишь, что «некоторые из них могли создать юридические проблемы». При этом он уточнил, что глава государства не будет отвечать на вопросы, касающиеся «воспрепятствования осуществлению правосудия». К таким вопросам, в частности, отнесли увольнение бывшего директора ФБР Джеймса Коми, отказавшегося прекратить расследование в отношении экс-советника президента по национальной безопасности Майка Флинна.

Отказ отвечать на подобные вопросы может негативно сказаться на исходе дела для Дональда Трампа, считает Джонатан Терли. Если Роберт Мюллер не включил в свой перечень вопросы о воспрепятствовании правосудию, «это может означать, что обвинения в превышении власти будут переданы в Конгресс, который после промежуточных выборов контролируют демократы». «Таким образом, сам Мюллер ограничит свое расследование только российским вмешательством, а по-настоящему грязную работу сделают конгрессмены»,— заключает эксперт.

Фотогалерея

Фигуранты расследования спецпрокурора Роберта Мюллера

Смотреть

Следователи из команды спецпрокурора Роберта Мюллера, в свою очередь, традиционно не отчитываются о своей деятельности и не раскрывают подробности проводимого расследования. Тем не менее известно, что в Белый дом было передано почти 30 вопросов, которые касались предвыборной кампании 2016 года. В частности, агентов ФБР интересовали подробности встречи на Сейшелах главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева и экс-руководителя частной военной компании Blackwater Эрика Принса в январе 2017 года. Также в числе вопросов — детали переговоров между сыном президента Дональдом Трампом-младшим, зятем американского лидера Джаредом Кушнером и другими сотрудниками избирательного штаба с российским адвокатом Натальей Весельницкой летом 2016 года в здании Trump Tower в Нью-Йорке.

В течение последних полутора лет команда спецпрокурора Мюллера предъявила официальные обвинения 32 частным лицам и трем компаниям, которые, как считают следователи, нарушили закон в ходе предвыборной кампании. В их числе четыре бывших советника президента Трампа, 26 граждан России, житель Калифорнии и адвокат из Лондона. Шесть человек из числа привлеченных к ответственности, включая и четырех экс-советников президента США, уже признали себя виновными.

Президент США неоднократно заявлял, что себя виновным в сговоре с Кремлем не считает, но, как уверены эксперты в Вашингтоне, расследование спецпрокурора совсем не обязательно должно «предъявить доказательства личного сговора Трампа».

В связи с этим, по мнению Джонатана Терли, президент США «совершает большую ошибку», когда говорит о расследовании спецпрокурора Мюллера как о попытке выяснить, имел ли лично Дональд Трамп связи с Кремлем. «Он просто не следил за ходом расследования,— уверен профессор.— Пол Манафорт (бывший глава избирательного штаба Трампа.— “Ъ”), например, был привлечен к суду за действия, совершенные задолго до начала предвыборной кампании (2016 года.— “Ъ”). Практически все граждане США, которым были предъявлены обвинения в рамках этого дела, подозреваются не в наличии "связи с Кремлем", а в даче ложных показаний или других преступлениях».

Кирилл Белянинов, Вашингтон

Вся лента