«Все документы исправляла ФСБ»
Одиннадцатое заседание по делу «Седьмой студии»: гособвинение зачитало еще 17 томов
В Мещанском суде продолжаются слушания по делу о хищениях в «Седьмой студии». Гособвинение продолжило зачитывать тома дела. Ход слушаний — в онлайн-трансляции “Ъ”.
Одиннадцатое заседание по делу «Седьмой студии». Главное
На заседании 30 ноября сторона гособвинения зачитала 17 томов уголовного дела. Это тома с 9 по 26. В них в основном содержатся договоры между «Седьмой студией», подрядными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Адвокат Дмитрий Харитонов, представляющий интересы режиссера Кирилла Серебренникова, заявил, что документы по делу исправляла ФСБ. Как рассказала “Ъ” адвокат Ксения Карпинская, в апреле 2016 года Минкульт отправил в ФСБ письмо с приложениями на 821 листе. В основном это договоры «Седьмой студии» с подрядными организациями и индивидуальными предпринимателями, которые содержатся в первых томах дела. По словам Софьи Апфельбаум, приложенные к письму документы не могли быть отправлены из Минкультуры. «Откуда там взялись эти документы? Не отправлялся госконтракт туда (в ФСБ)»,— заявила на суде Апфельбаум.
Большую часть договоров «Седьмой студии» с подрядчиками подписывал бывший гендиректор Юрий Итин, иногда продюсер Екатерина Воронова. Везде, где фигурирует фамилия Серебренникова, режиссер говорил: «Подпись не моя». «В деле много документов, которые представляют собой какие-то неподписанные копии»,— оценил качество материалов дела бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский.
15:29. Адвокат Лысенко просит закончить заседание. Он говорит, что плохо себя чувствует. Суд заканчивает заседание. Следующее состоится 3 декабря в 10:00.
Как развивалось дело «Седьмой студии»
15:28. Прокурор продолжает читать материалы тома. Речь заходит про документы по выставке «Упражнение "Артикуляция"». «Это была большая выставка, она требовала больших затрат»,— говорит Серебренников. Прокурор продолжает читать материалы. Том 26 заканчивается отчетами о продаже билетов на спектакли.
15:19. Поднимается Серебренников. «Из этого договора понятно, что мы не меньше 12 мероприятий в месяц играли. А их качество? Нас никто не спросил про их качество. У нас есть терабайты видеосъемок. Следователи у нас их не запросило. По этим записям можно понять, качественные это были мероприятия, сколько они стоили. Из них можно понять, куда пошли все деньги и что мы ничего не похищали»,— говорит режиссер.
«Кроме того, что было сказано,— подхватывает Малобродский,— там есть ссылка на цели и задачи, что мы ориентировались на молодежную аудиторию». Именно поэтому, по словам Малобродского, билеты были недорогие. Также он пояснил, что им постоянно нужно было менять оформление зала под разные мероприятия, на что тоже были большие затраты.
15:18. Далее зачитываются материалы 26 тома. В нем документы, в основном, между «Седьмой студией» и ООО «МВК Эстейт» — управляющей компанией «Винзавода». Встречаются договоры аренды, акты приемки-передачи нежилого помещения, акт возврата, счета-фактуры, карточки счета. Малобродский просит зачитать приложение 4. Прокурор Лавров начинает читать: «Проект ''Платформа'' осуществляется ''Седьмой студией'' на площадке ''Винзавод…'' Этот документ — концепция ''Платформы'', он подписан Вороновой от ''Седьмой студии'' и Шнейдер от ''МВК Эстейт''».
15:02. Прокурор только вздыхает после реплики Апфельбаум и начинает читать 25 том. В этом томе содержатся только результаты оперативно-разыскных мероприятий — расшифровки аудиозаписей телефонных разговоров.
15:01. Перед тем, как прокурор берется за 25 том, поднимается Апфельбаум. «Мы можем вернуться к 11 тому? Дело в том, что Минкульт направляет в ФСБ соглашения и перечисляет их, а затем в приложениях идут документы по госконтракту. Откуда там взялись эти документы? Не отправлялся госконтракт туда (в ФСБ)»,— говорит Апфельбаум.
14:58. Том 24. С 1 по 89 листы — карточки счетов «Седьмой студии», но с какой организацией, прокурор не говорит. Затем идут оборотно-сальдовые ведомости, затем опять карточки счета «Седьмой студии» с «МВК Эстейт» и рядом других организаций. От «Седьмой студии» документы подписывала Воронова. Далее идут отчеты о продажах билетов на «Платформу». После — акты, счета-фактуры, письма взаимозачетов, оборотно-сальдовые ведомости, акты сверки и опять отчеты о продаже входных билетов, акты сверки, счета-фактуры. Весь этот документооборот между «Седьмой студией» и ООО «МВК Эстейт». «Том исследован»,— говорит прокурор.
14:33. Прокурор переходит к изучению 23 тома. В нем с 1 по 105 листы — выписки по счетам ООО «Релком». Далее выписки операций по счетам, в том числе компании «Нескучный сад», банка «Открытие». «Таких документов много. Когда проходили наши допросы, у следователей были эти документы и они могли понимать, кто мог делать запросы. У меня таких полномочий не было»,— говорит Апфельбаум. Том 23 исследован.
14:28. Прокурор переходит к изучению 22 тома. Начало тома — налоговые документы по «Релкому» и еще одной компании. Затем идут сопроводительные письма по «Нескучному саду», после запрос в налоговую по компании «Профконсалтинг», следом идут ответы из налоговой. Далее идет запрос в налоговую и ответ по компании «Дизайн групп», после аналогичный запрос по «Бизнес Альянсу» и еще одной компании. Затем идет запрос по ИП Синельникову. После — договор между «Седьмой студией» (подписал Итин) и ИП Синельниковым о «привлечении творческих коллективов». Затем еще несколько аналогичных договора, но уже по другим спектаклям, среди них — «Голод», «Обыкновенная история», вторая часть «Метаморфоз». На этом том 22 заканчивается.
14:28. Далее в томе идут приходные кассовые ордеры до конца тома.
14:06. Перед началом изучения 21 тома адвокат Харитонов спросил прокурора: «А это точно 21 том? Просто у нас 21 том начинается с другого». «Это аутентичные материалы»,— ответил прокурор и начал читать том.
14:03. Заседание возобновляется после перерыва. Изучается том 21. Он начинается с карточек счета «Седьмой студии» и ряда подрядных организаций.
14:03. Во время перерыва адвокаты Поверинова и Харитонов обсуждали билеты на концерт рэпера Хаски в Москве 12 декабря. Харитонов говорил, что билетов уже нет, а Поверинова утверждала, что в VIP-зону еще можно купить.
«VIP-зоны на рэп-концертах — дожили»,— резюмировал Серебренников.
13:17. Адвокат Карпинская просит перерыв. Судья соглашается. В заседании объявлен перерыв на 30 минут.
13:16. После счетов-фактур идут акты сверки между «Седьмой студией» и «МВК Эстейт». От «Седьмой студии» стоят подписи Вороновой и Итина, от «МВК Эстейт» — Шнайдер, после идут приходные кассовые ордеры, в них подписи Масляевой. Ордеры занимают примерно четверть тома. «Хотели бы обратить внимание, что Масляева как главный бухгалтер совершенно законно получала денежные средства с карты ''Седьмой студии''»,— говорит адвокат Харитонов. На этом изучение тома заканчивается.
12:58. Далее в томе идут отчеты от продажи билетов на «Платформу» за разное время и счета-фактуры.
Апфельбаум перестала проверять за прокурором, листая материалы дела на ноутбуке, и начала рисовать цветочки на листе А4. Адвокат Лысенко взял металлическую банку с леденцами и достал себе один зеленого цвета.
12:45. Прокурор Лавров читает материалы, затем между ним и адвокатом Харитоновым происходит диалог.
— Мероприятия зачитывать? — спрашивает прокурор.
— У вас в обвинении написано, что мероприятий не было. Будем исправлять,— говорит адвокат.
Прокурор начинает перечислять мероприятия, на это у него уходит несколько минут.
12:45. Прокурор переходит к 20 тому. На листах с 1 по 5 — все те же акты сверки, что и в 19 томе. С 6 по 8 листы — отчеты о продаже билетов на «Платформу». Прокурор перечисляет мероприятия, среди них — фестиваль «Будущая музыка», спектакль «Танец». Общая сумма выручки 236 600 руб., читает прокурор. «Это отчет за один месяц»,— отмечает адвокат Харитонов. «Практически все доходы шли в уплату аренды»,— шепотом говорит Апфельбаум.
12:34. Далее прокурор переходит к чтению материалов 19 тома. В нем запросы банковских выписок и сами выписки по организациям «Горизонт», «Дизайн групп». Далее идут акты сверки между ООО «МВК Эстейт» (подпись Шнайдер) и «Седьмой студией» (подпись Вороновой). ООО «МВК Эстейт» — это управляющая компания центра современного искусства «Винзавод». Весь том занимают акты сверки.
12:23. Прокурор Олег Лавров берет следующий, 18 том. С 1 по 135 лист — продолжение выписки, которая была названа в 15 томе, это выписка по ООО «Премиум», поясняет прокурор. «Как это понять?» — возмущается адвокат Карпинская. Прокурор не обращает внимания, продолжает читать материалы тома.
12:22. Изучается 17 том. В нем оборотно-сальдовые ведомости. Прокурор быстро его пролистывает.
12:22. Исследуется 16 том. В нем оборотно-сальдовые ведомости за разное время. Адвокат Харитонов просит обратить внимание на лист 14 в томе 16, там ведомость по спектаклю «Детский альбом», его стоимость примерно 1,1 млн руб. «Прошу обратить внимание на эту сумму. Потом мы ее свяжем с тем, что написал эксперт в экспертизе»,— сказал адвокат Харитонов. Прокурор заканчивает читать материалы тома. Поднимается Малобродский. «Ваша честь, на листах дела 7—9 есть ведомость основных средств на конец 2014 года на 7,5 млн руб. Подпись только ответственного лица Назаровой.
В деле много документов, которые представляют собой какие-то неподписанные копии»,— говорит Малобродский.
12:08. После прокурор переходит к изучению 15 тома. В нем договоры между «Седьмой студией» и ООО «Премиум» о «привлечении творческих коллективов», их подписали Юрий Итин и некий Гудилин. Все эти договоры заключались в разное время. Суммы в договорах — несколько сотен тысяч рублей. Также в томе содержатся сопроводительные документы к этим договорам. 15 том исследован.
«Выписка ООО ''Премиум'' представлена в деле не полностью»,— делает замечание адвокат Харитонов. — Как документы в дело попали, ваша честь, также неизвестно».
11:56. Перерыв заканчивается. Прокурор начинает изучать 14 том. В нем содержатся оборотно-сальдовые ведомости «Седьмой студии».
11:50. Во время перерыва в разговоре с “Ъ” адвокат Ксения Карпинская рассказала, что в апреле 2016 года Минкульт написал письмо ФСБ. Письмо подписал Андрей Малышев, в то время он занимал должность директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта. Письмо было отправлено в службу по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ. К письму было приложение на 821 листе. В этих приложениях — договоры между «Седьмой студией» и подрядными организациями, которые содержатся в первых томах дела. «Откуда в Минкульте все эти документы?» — задала риторический вопрос Карпинская. Никаких предположений о том, как документы оказались в Минкульте и были ли они там вообще, Карпинская делать не стала.
11:37. Адвокат Поверинова просит перерыв. Судья соглашается. Объявлен перерыв на 5 минут.
11:37. Далее исследуется 13 том. В нем договоры между «Седьмой студией» (подпись Вороновой) и компанией «Соло студия» (подписала некая Кубеева). Затем идут договоры между теми же организациями, но со стороны «Седьмой студии» стоят подписи Итина. Таких договоров — примерно половина тома. В них написано, что они заключаются для «технического обслуживания» спектаклей. Заключались эти договоры в разное время, но в основном в 2013 году. Далее в томе идут налоговые выписки «Маркет групп», ООО «Премиум». После идут учредительные документы ООО «Премиум». Затем перечисляются договоры между «Седьмой студией» (подпись Итин) и ООО «Премиум» (подпись некий Гудилин), суть соглашений — «техническое обслуживание» спектаклей, в некоторых — привлечение творческих объединений. Все договоры от 2013 года. «Том исследован»,— говорит прокурор.
11:15. Далее в томе — кредитный договор, выданный «Седьмой студии», план финансирования мероприятий «Платформы», несколько договоров между «Седьмой студией» (подписывал Итин) и ООО «Релком», возглавляемой неким Ветровым. После идут сопроводительные документы к этим договорам: приложения, акты приемки-сдачи, счета-фактуры. «Том исследован»,— говорит прокурор.
11:02. Прокурор читает договоры беспроцентного займа. Таких договоров в томе много.
«Седьмая студия» дает займы на 30 дней Масляевой, некой Хромовой, некоему Курбанову. На каждого из названных лиц выдается по несколько займов.
Сумма каждого договора займа — несколько сотен тысяч рублей. Со стороны «Седьмой студии» все эти договоры подписывал Итин.
10:58. Серебренников оживился, что-то с улыбкой говорит журналисту за спиной. Заседание возобновляется. Прокурор продолжает читать материалы дела.
10:57. Внезапно заседание прерывается. По громкой связи звучит объявление, все внимательно и молча слушают: «Уважаемые дамы и господа, просьба покинуть...». Сообщение прерывается, громкая связь выключается. В зале смех.
10:57. Прокурор продолжает читать. Далее в деле идут платежные поручения от «Седьмой студии» —ИП Синельникову, «Соло студии». Далее перечисляются договоры между «Седьмой студией» и ИП Синельниковым.
10:51. Далее в томе договоры между «Седьмой студией» и ИП Синельниковым. «Ваша честь, прокурор начал употреблять выражение ''подпись, схожая с подписью Итина''. Он не давал показания, это важно. Он скажет, его ли это подпись или нет»,— говорит адвокат Итина Юрий Лысенко.
10:49. Исследуется 12 том. В нем — финансовый отчет «Седьмой студии».
«Подпись не моя»,— говорит Серебренников.
«Ваша честь, хотел бы обратить ваше внимание, что в томе 11 мы исследовали сопроводительное письмо, которое Минкультуры отправило в ФСБ. Том 12 начинается с договора от 20 августа <...> года. Как этот документ и все дальнейшие попали в материалы дела, вообще неизвестно. В Минкульте таких документов не было, и представить договор оно не могло.
Происхождение документа, как и всех остальных в этом томе, неизвестно»,— говорит адвокат Харитонов.
10:43. Исследуется еще один один документ.
— Подпись не моя,— снова сообщает Серебренников.
— Ваша честь, мы бы хотели обратить внимание, что здесь указано приложение, которого нет. А учитывая, что все документы исправляла ФСБ, мы считаем, что следствие все документы избирательно помещало в дело,— говорит адвокат Харитонов.
Прокурор продолжает читать материалы дела.
— Хотела бы обратить внимание, что в 2014, как и в 2013 году, отдельно включалась строка с зарплатами. Никакого нарушения тут нет,— поясняет Апфельбаум.
Гособвинитель не обращает внимания. Он только делает паузы, когда подсудимые и их защитники делают замечания.
10:42. Далее в деле идут творческие отчеты.
— Кирилл Семенович, можете посмотреть это ваша подпись? — спрашивает адвокат Харитонов.
— Похоже, не моя,— отвечает Серебренников.
— Это второй вариант отчета, куда были включены заработная плата и аренда. Этот отчет нам приносился в феврале,— делает замечание Апфельбаум.
— Все эти приложения — письмо Минкульта, отправленное в ФСБ в 2016 году. Данные документы вообще не могут быть исследоваться в данном процессе,— говорит адвокат Карпинская.
Прокурор Лавров не обращает никакого внимания. Он продолжает читать материалы дела. Судья молчит.
10:39. «Дело в том, что оглашение документов может происходить полностью или частично, но если гособвинение называет просто документы, то защита воспринимает, что документ это и есть доказательство. Гособвинение суду должно объяснить, что не так в каком-то документе»,— говорит адвокат Харитонов.
Судья отвечает, что не надо грубо перебивать гособвинение.
«Давайте успокоимся»,— призывает судья Аккуратова.
Прокурор Лавров невозмутимо продолжает читать материалы дела, как читал до этого.
10:38. Далее исследуется 11 том. В нем — сопроводительное письмо из Минкультуры. В письме говорится, что Минкульт направляет копии соглашений о предоставлении субсидий. Апфельбаум делает замечание: документ от апреля 2016 года, но «резолюция стоит от 11 октября 2016 года». Также в томе содержится госконтракт, а за ним — творческие планы. «Все это не визовые экземпляры. Они не были изъяты из министерства при обыске»,— замечает Апфельбаум. Адвокат Карпинская говорит, что такие документы нельзя исследовать, поскольку это все копии.
Поднимается Апфельбаум, говорит, что под госконтрактом нет ни подписи, ни даты. Прокурор не обращает на все это внимания и продолжает читать содержание тома.
Далее в деле идет творческий отчет: проекты «Арии», «Сон», <...>, «Отморозки», «Метаморфозы», «История солдата», фестиваль танца «Цех», <...>. К отчету идут приложения. «У приложения подпись только ''Седьмой студии'', она не подписывалась в министерстве»,— говорит Апфельбаум про одно из приложений. После идут дополнительные соглашения между Минкультом и «Седьмой студией», после — формы отчета об использовании средств федерального бюджета.
10:14. На заседании исследуется 10 том. В нем — расчетные ведомости. «Все перечисленные ведомости — все они без подписи получателей»,— делает замечание Малобродский. Прокурор читает материалы, но не называет, кем они подписаны и подписаны ли вообще. После расчетных ведомостей идут документы «Инфостиля»: договоры банковского счета и аренды помещения, регистрация юрлица, выписки, приказы организации, решение о реорганизации.
10:09. Слушателей сегодня значительно меньше, чем на первых заседаниях. В зале заполнены только первые четыре скамьи, на них не более 20 человек. Остальные три скамейки стоят пустыми.
10:08. Сторона гособвинения сегодня в полном составе: рядом с Лавровым сидит прокурор Надежда Игнатова. Она закрылась от адвокатов стопкой томов уголовного дела и смотрит в телефон.
В зале нет представителей Минкультуры — потерпевшей стороны в деле. Они не были и на прошлом заседании.
10:03. Всех пригласили в зал. Вошла судья Ирина Аккуратова. Заседание началось. Прокурор Олег Лавров начал читать 10 том дела.
9:56. Приехала Ксения Карпинская. В коридоре поднялась суета, пришедшие готовятся проходить в зал.
9:49. Прибыл Серебренников. Но заседание не начинается, ждут адвоката Малобродского — Ксению Карпинскую.
9:46.
«Я чувствую себя театральным распорядителем. Кажется, что публике скучно»,
— в шутку говорит Малобродский, разговаривая с кем-то из группы поддержки.
9:46. Тем временем в другом конце коридора, далеко от зала 433, завязался разговор между адвокатами Апфельбаум и Серебренникова — Ириной Повериновой и Дмитрием Харитоновым — и Юрием Итиным и его защитником Юрием Лысенко. Они обсуждают стадии процесса: на прошлом заседании прокуроры начали читать тома уголовного дела. «Больше десяти томов воспринимается очень тяжело»,— говорит Поверинова.
9:44. — Сейчас привезут нашего друга,— говорит Апфельбаум про Серебренникова. В суд режиссера доставляют на машине ФССП, поскольку он находится под домашним арестом.
— Да,— коротко отвечает актриса Пересильд и отходит в сторону.
9:38. Ровно в 09:30 на четвертом этаже Мещанского суда у зала 433, где рассматривается дело, появился Алексей Малобродский. Он подошел к актрисе Юлии Пересильд, которая за минуту до этого пыталась вникнуть в детали дела, и начал весело с ней беседовать. Их разговор заглушает только бас судебных приставов. Они стоят у скамейки, выставленной поперек коридора, у входа в зал, и никого за нее, кроме участников процесса, не пропускают.
9:32. В Мещанский суд первой из подсудимых пришла Софья Апфельбаум, работавшая в департаменте Минкульта во время проекта «Платформа», на котором, как говорится в обвинении, были похищены государственные деньги. За 10 минут до начала заседания, назначенного на 09:30, появился Юрий Итин, он был директором «Седьмой студии». Алексея Малобродского, генпродюсера студии, и Кирилла Серебренникова, худрука всего проекта «Платформа», пока в суде нет.
Первое заседание: болезнь адвоката фигуранта дела Алексея Малобродского и перенос заседания.
Второе заседание
Третье заседание
Четвертое заседание
Пятое заседание
Шестое заседание
Седьмое заседание
Восьмое заседание
Девятое заседание
Десятое заседание: прокуратура приступила к оглашению уголовных материалов
Фигурантами по делу проходят пять человек. Среди них — режиссер Кирилл Серебренников, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум, бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, экс-гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и продюсер Екатерина Воронова (находится в международном розыске). Их обвиняют в хищении не менее 133 млн руб., выделенных на проект «Платформа» с 2011 года по 2014 годы. Все фигуранты отрицают вину.