Олимпийский комитет России встал на сторону CAS в борьбе за медали
Он требует исполнять решения арбитража по делу бобслеиста Александра Зубкова
В российском спорте возникла любопытная коллизия. Олимпийский комитет России (ОКР) подал апелляцию на решение Мосгорсуда, позволившее одному из самых известных отечественных спортсменов Александру Зубкову сохранить завоеванные в соревнованиях в бобслее на Олимпиаде в Сочи золотые медали, не исполняя решение Спортивного арбитражного суда (CAS). CAS в начале этого года подтвердил вердикт Международного олимпийского комитета (МОК), признавшего господина Зубкова, ныне являющегося президентом Федерации бобслея России, виновным в нарушении антидопинговых правил. ОКР дал понять, что определение Мосгорсуда создает проблемы в отношениях с МОК, которые грозят возобновлением допингового кризиса и могут повлечь за собой новую порцию жестких санкций.
Олимпийский комитет России обнародовал заявление, посвященное ситуации, возникшей в ходе борьбы знаменитого в прошлом спортсмена Александра Зубкова, ныне возглавляющего Федерацию бобслея России, за отмену наложенных на него санкций. Зубков, завоевавший на Олимпиаде в Сочи две золотые медали, стал одной из жертв российского допингового кризиса. Его имя было упомянуто в докладе независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства Ричарда Макларена среди имен атлетов, которые, как утверждал бывший директор Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, регулярно принимали запрещенные препараты. Кроме того, на контейнерах с анализами Зубкова, взятыми во время сочинской Олимпиады, были обнаружены царапины, а в самих пробах аномально высокий уровень соли, что, по мнению экспертов, могло являться следствием их подмены. Комиссия МОК, расследовавшая дела российских спортсменов, применила к Александру Зубкову чрезвычайно суровые санкции в виде пожизненного запрета на участие в Олимпийских играх и аннулирования сочинских результатов.
Александр Зубков оказался в числе тех российских спортсменов, пострадавших из-за допингового кризиса, которые подали апелляцию на решения МОК в Спортивный арбитражный суд. Незадолго до февральской Олимпиады в Пхёнчхане он удовлетворил 28 из них, реабилитировав истцов. Жалобы еще 11 спортсменов, в том числе Зубкова, были удовлетворены лишь частично: пожизненный запрет на участие в Олимпийских играх заменили на разовый — для состязаний в Южной Корее, но аннулирование сочинских результатов, предусматривающее возвращение МОК медалей, осталось в силе.
Уже в этом году Александр Зубков подал иск в Мосгорсуд о признании недействительным решения CAS. Процесс завершился в конце ноября в пользу спортсмена. Мосгорсуд разрешил господину Зубкову не исполнять решения МОК и CAS, по сути восстановив его статус олимпийского чемпиона. Объясняя вердикт, судья указывал на то, что во время предыдущих расследований и процессов не было представлено никаких доказательств подмены Александром Зубковым проб и вообще допинговых нарушений.
Между тем, как выяснилось, вердикт Мосгорсуда вызвал серьезную озабоченность Олимпийского комитета. В его заявлении сказано, что он подал на него апелляцию. ОКР объясняет, что «исходит из того, что решение CAS, даже будучи признанным неисполнимым на территории Российской Федерации, не повлечет за собой отмену решений и санкций МОК, поскольку в принципе не может быть предметом пересмотра российскими государственными судебными инстанциями, включая Мосгорсуд, ввиду отсутствия юрисдикции последнего пересматривать решения, вынесенные международным третейским судом (арбитражем)».
Структура не скрывает, что апелляция была подана после того, как она получила «официальное уведомление от МОК с просьбой оказать содействие и принять необходимые юридические меры для того, чтобы обеспечить приведение в исполнение решения CAS». При этом ОКР указывает на то, что их неисполнение может иметь крайне неприятные для российского спорта последствия. В частности, определение Мосгорсуда «создает предпосылки для непризнания решений CAS и в отношении оправданных им 28 российских спортсменов», «поскольку при рассмотрении их апелляций и вынесении оправдательных решений CAS также применял предусмотренный кодексом WADA принцип ответственности без вины (strict liability)». Также, по мнению ОКР, решение Мосгорсуда «может дать основания усомниться в том, что в Российской Федерации действительно признаются основные принципы борьбы с допингом в спорте, защищаются интересы "чистых" спортсменов, соблюдаются основные положения Олимпийской хартии и Всемирного антидопингового кодекса».
Главным же тезисом, содержащимся в заявлении, надо, видимо, признать предупреждение, что, «если будет установлено, что положения Олимпийской хартии МОК не исполняются на территории Российской Федерации, это может повлечь за собой самые жесткие санкции, вплоть до полного отстранения российских спортсменов от участия в Олимпийских играх в составе олимпийской команды России и под флагом Российской Федерации уже в 2020 году в Токио».
Обеспокоенность Олимпийского комитета России понятна. Удовлетворение иска Александра Зубкова совпало по времени с наступившей разрядкой в отношениях между российскими спортивными структурами и МОК, а также с международными антидопинговыми структурами. Она связана прежде всего с сентябрьским решением WADA восстановить полноценный статус РУСАДА (Российское антидопинговое агентство), которое интерпретировалось как фактически положившее конец допинговому кризису. Борьба Александра Зубкова против CAS разворачивалась на фоне последних шагов, предпринимаемых сторонами конфликта для его полного урегулирования, вроде организации допуска экспертов WADA к данным Московской антидопинговой лаборатории.