«Росатом» перепишет на себя гидрографию
Он заберет профильный ФГУП у Минтранса
Ответственное за навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания по Севморпути (СМП) ФГУП «Гидрографическое предприятие» (ФГУП ГП) может быть передано от Минтранса в «Росатом». По словам источников “Ъ”, эти структуры сейчас согласовывают, какие функции и имущество будут отданы. Основной вопрос — дефицит финансирования ФГУПа, рабочий флот которого насчитывает всего четыре судна. По словам собеседников “Ъ”, только для текущей работы на СМП, без заказа новых судов ФГУПу нужно до 1,2 млрд руб. в год.
ФГУП «Гидрографическое предприятие», находящееся в ведение Росморречфлота и Минтранса, может быть передано «Росатому», проект такого указа президента госкорпорация разместила на regulation.ru.
Предприятие образовано в 1933 году, основная задача — навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства по СМП. В составе ФГУПа восемь гидрографических баз, арктическая гидрографическая экспедиция, картографическое производство, арктическая лоцманская служба и т. д. Флот — 12 судов, но, по данным “Ъ”, лишь четыре в рабочем состоянии.
На прошлой неделе Госдума приняла законопроект об управлении СМП и назначении «Росатома» инфраструктурным оператором (см. “Ъ” от 4 декабря). Документ закрепляет принцип «двух ключей»: за Минтрансом остается выдача разрешений на плавание по согласованию с госкорпорацией, порядок утверждает правительство. «Росатом» и Росморречфлот в соответствии с этим порядком ведут навигационно-гидрографическое обеспечение.
18 миллионов тонн
— ожидаемый грузопоток по Севморпути в 2018 году
На встрече с журналистами 17 декабря глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что сложная дискуссия по СМП завершается, на этой неделе Совет федерации должен принять законопроект. Он добавил, что в ходе доработки документ стал для госкорпорации понятнее и точнее, хотя и подразумевает отсылку большого количества норм на уровень правительства. В первом квартале «Росатом» внесет уже подготовленные проекты актов по распределению обязанностей между Минтрансом и «Росатомом», рассказал господин Лихачев. «Нынешнее руководство Минтранса здраво смотрит на жизнь и понимает, что "Росатом" будет претендовать не на роль регулятора и контролера, а инфраструктурного оператора, который на базе ледокольных мощностей готов заниматься и другими вопросами развития Арктики, исходя из поставленной президентом задачи по обеспечению не менее 80 млн тонн перевозок по СМП к 2024 году»,— заявил Алексей Лихачев. Он также отметил, что нужна «навигация нового уровня и совершенно новая организация проводок по СМП». «Сейчас мы умеем работать в западных морях с низким уровнем ледяного покрытия, Восточно-Сибирское море потребует совершенно другого уровня консолидации, и здесь нам и нужен альянс с Минтрансом»,— заключил глава «Росатома».
В Минтрансе сообщили, что по ФГУП ГП идет предметная дискуссия с «Росатомом». Источник “Ъ” в Росморречфлоте пояснил, что процесс передачи части полномочий и имущества ФГУПа уже идет, это будет зафиксировано в подзаконных актах, которые находятся на стадии согласования и могут быть приняты только после вступления в силу закона. Но пока рано говорить о том, какое имущество и какие полномочия будут переданы, заключает он. В декабре замглавы Минтранса, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков подчеркивал, что требуется увеличивать работу ФГУП ГП с появлением крупнотоннажных судов для недоизученных высокоширотных маршрутов. Он отмечал, что планировалось повысить субсидии ФГУПу с 400 млн руб. до 823 млн руб. в год, так как его флот обеспечивает 37 тыс. км, а нужно будет 80 тыс. км.
Юрий Цветков отмечал, что в бюджете 2019–2021 годов средства на инфраструктуру СМП были снижены с 37 млрд руб. на 24 млрд руб. в силу решения о строительстве еще двух атомных ледоколов (ЛК-60), часть денег должна была пойти ФГУП ГП. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что ФГУП около 70% средств получает из бюджета, остальное зарабатывает сам, есть острая проблема недофинансирования. По его словам, в последние годы ФГУП не получал судов, флот старше 35 лет, требуются новые гидрографические и лоцмейстерские суда и современная техника. Для обеспечения безопасности мореплавания имеющимися у ФГУПа средствами нужно порядка 1,2 млрд руб. в год, полагает собеседник “Ъ”, предстоит промерить трассу шириной 2 км для прохождения судов с осадкой 15 м от мыса Желания на восток.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что если «Росатом» обеспечивает круглогодичную навигацию по СМП, в том числе в акваториях портов, на подходах к ним, на глубоководных трассах в восточной части, то передача в его ведение ФГУП ГП закономерна. Но целесообразно уточнить механизм планирования и финансирования госкорпорацией строительства судов и проведения гидрографических работ, а также роль Минтранса, заключает эксперт.