Выделенным полосам добавили этажности
Вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения»
Вступила в силу новая редакция закона «О безопасности дорожного движения». Власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя теперь сами решают, каким автобусам ездить по выделенным полосам. В столице, к примеру, на выделенки пустят двухэтажные экскурсионные автобусы и «транспортные средства, используемые в сфере ЖКХ». Тот же закон запрещает перевозчикам оставлять большегрузы вне специальных стоянок.
Поправки к закону «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 21 декабря, наделяют новыми полномочиями власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В частности, ст. 3 дает им право утверждать перечень автобусов, имеющих доступ к выделенным полосам. До сих пор это было исключительной прерогативой ПДД, где написано, что на выделенки разрешено выезжать общественному транспорту, такси, школьным автобусам, а в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — пассажирским автобусам с количеством мест более восьми и максимальной массой более 5 т.
В столице по выделенкам в дополнение к этому перечню разрешено передвигаться двухэтажным экскурсионным автобусам и «транспортным средствам, используемым в сфере коммунального хозяйства», следует из постановления правительства Москвы 1367-ПП (вступило в силу вместе с законом). Власти Санкт-Петербурга пока изменений не планируют. Перечень транспорта для допуска на выделенные полосы утвердят приказом департамента транспорта Москвы в первом квартале 2019 года, сообщили “Ъ” в пресс-службе ведомства.
Существенные изменения претерпела ст. 20, которая касается коммерческих перевозок. Ко всем юрлицам и ИП, которые «эксплуатируют транспортные средства», отныне предъявляются общие требования: запрещено нанимать на работу водителей без российских прав, допускать водителей к работе без обязательных предрейсовых медосмотров и прочее. Такие обязанности распространяются, к примеру, на компании, у которых есть собственный корпоративный легковой автопарк, обслуживаемый наемными водителями (при перевозках, к примеру, топ-менеджмента).
Если у фирмы есть грузовики или автобусы, для них действует новое правило: транспортные средства должны парковаться в городах и городских поселениях после «возвращения из рейса» на специальных стоянках. Требования к таким парковкам установлены приказом Минтранса №199 от 17 мая 2018 года: они должны быть освещены, обозначены знаками, при этом не должны находиться «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами» (иными словами, должны быть расположены за пределами жилых районов). Интересно, что приказ вступает в силу 1 января 2020 года, и до этого момента не ясно, как будут устанавливаться требования к стоянкам грузовиков. Что касается физлиц, владеющих грузовиками и автобусами максимальной массой более 3,5 т, то на них должны быть установлены тахографы (это требование закона вступит в силу с 1 ноября 2019 года).
В крупных городах водители грузовиков редко оставляют большегрузы возле дома, обычно их паркуют на ночь на специальных стоянках, парковках транспортных компаний, у рынков, говорит координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Бизнес уже давно самоорганизовался, сейчас в законе просто закреплена существующая практика,— говорит он.— Конечно, случаи брошенных в жилых кварталах грузовиков встречаются, но это редкость».
Новая редакция закона «О безопасности дорожного движения» была принята Госдумой в конце 2017 года с годовой отсрочкой вступления в силу. Спустя полгода документ серьезно взволновал автобизнес и компании, которые занимаются лизингом (“Ъ” рассказывал об этом). Они обратили внимание на то, что строго по тексту закона сотрудники крупных корпораций и менеджеры, пользующиеся корпоративными автомобилями, должны будут перед каждой поездкой проходить медосмотр, а машину после рейса оставлять исключительно на спецстоянке. После публикации “Ъ” в октябре 2018 года Госдума приняла поправки к еще не вступившему в силу закону — из-под его требований вывели легковой транспорт, используемый в лизинге.