Вывод в пользу Турции
В 2019 году Анкара может сыграть центральную роль в сирийском урегулировании
В декабре 2017 года президент РФ Владимир Путин, посещая российскую авиабазу Хмеймим в Сирии, заявил о разгроме террористов и возвращении домой значительной части воинского контингента. В этом декабре похожие слова произнес президент США Дональд Трамп. За год, прошедший между этими двумя заявлениями, Дамаск благодаря российской и иранской поддержке вернул под свой контроль большую часть территории Сирии, но политическое урегулирование конфликта так и не продвинулось. И если последние полтора года основную роль в Сирии — как на земле, так и в политических вопросах — играла Россия, то в 2019 году благодаря американскому уходу ключевым игроком на сирийской сцене может стать Турция.
Президент Сирии Башар Асад (слева) и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Фото: Osman Orsal / Reuters
Событие года
В 2018 году президент Сирии Башар Асад при помощи России и Ирана установил контроль над тремя из четырех созданных в 2017 году зон деэскалации: на юго-западе Сирии, вокруг Дамаска (Восточная Гута) и в районе Хомса. Впервые с 2012 года столицу страны перестали обстреливать. Если не считать двух контролируемых «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) «карманов» в Сирийской пустыне и на восточном берегу реки Евфрат, Дамаск смог вернуть себе все территории, за исключением тех, которые находятся под опекой Турции (северо-запад) и США (северо-восток). Так что в случае, если сирийские власти попытались бы взять под свой контроль и эти территории, они напрямую столкнулись бы с Анкарой или Вашингтоном.
В интервью «РИА Новости» по итогам года глава МИД РФ Сергей Лавров квалифицировал американское военное присутствие в Сирии как оккупацию, а турецкое (неожиданно) — как легитимное. Господин Лавров обосновал это тем, что Дамаск признал Меморандум по урегулированию ситуации вокруг зоны деэскалации Идлиб, подписанный 17 сентября в Сочи министрами обороны Турции и России.
Любопытно, что до этих слов главы МИД РФ как Москва, так и Дамаск заявляли, что турецких, равно как и американских, военных в Сирию никто не звал.
Правда, в целом на турецкое военное присутствие Россия закрывала глаза, поскольку Анкара координировала свои действия с Москвой. США же в последнее время все более активно вмешивались в вопросы, касающиеся политического будущего Сирии.
Решение Дональда Трампа вывести американские войска из Сирии, озвученное под конец года, может существенно изменить расклад сил в урегулировании сирийского конфликта. Сергей Лавров назвал эту инициативу «шагом в правильном направлении», подчеркнув, что пока нет ясности, как она будет реализована и будет ли реализована вообще. Россия по собственному опыту знает, насколько это непросто. Неслучайно президент РФ Владимир Путин несколько раз заявлял об окончании активной части военной кампании в Сирии и о сокращении там российского военного присутствия. В последний раз это было год назад на авиабазе Хмеймим, где президент РФ заявил: «задача борьбы с вооруженными бандами» в Сирии «в целом решена». Но боевые действия российскому контингенту пришлось продолжить.
Про планы вывода американских военных из Сирии пока известно немного. Упоминается лишь, что вывод 2 тыс. военных может занять 60–100 дней.
При этом Вашингтон намерен продолжать участвовать в антитеррористической коалиции. Согласно твитам Дональда Трампа, США будут координировать вывод своих войск с Анкарой.
Именно Турции президент США доверил разобраться с группировкой ИГ. «Президент Эрдоган очень убедительно сообщил мне, что уничтожит все, что осталось от ИГ в Сирии»,— написал Дональд Трамп после второго за десять дней телефонного разговора с Реджепом Тайипом Эрдоганом. А The Washington Post приводит крайне любопытную фразу, 14 декабря сказанную, по данным газеты, президентом США в разговоре с его турецким коллегой: «Она (Сирия.— “Ъ”) ваша. Я ухожу».
Пока в американо-турецких договоренностях много неясного. Например, распространяется ли данный Вашингтоном Турции карт-бланш на удары по курдским группировкам (на что нацелена сама Анкара), будут ли США и Турция координировать вопросы политического урегулирования в Сирии, и если да, то будет ли Анкара по-прежнему согласовывать свои действия с партнерами по «астанинской тройке» — Россией и Ираном.
Весь этот год американские дипломаты решали задачу, как перетянуть Анкару на свою сторону и разрушить «астанинскую тройку». Пока, несмотря на резкое потепление в отношениях с США, Анкара, похоже, не намерена отказываться от прежних партнеров, хотя теперь может претендовать на центральную роль в сирийском урегулировании. Она уже пытается взять процесс под свой контроль. Весьма показательным в этом смысле оказался саммит лидеров РФ, Турции, Франции и Германии в Стамбуле 27 октября. Впервые за одним столом собрались представители «астанинской тройки» и «малой группы» по Сирии (США, Франция, Германия, Великобритания, Саудовская Аравия, Иордания и Египет). Саммит мог бы стать политическим триумфом не только Анкары, но и всей «астанинской тройки». Но итог оказался не таким, как надеялись в Москве.
Разочарование года
Для Москвы самым главным результатом стамбульского саммита стал озвученный четырьмя лидерами призыв завершить формирование сирийского конституционного комитета до конца этого года. Для России это было равнозначно признанию Западом «астанинской тройки». Напомним, что решение о создании комитета было принято 30 января на Конгрессе сирийского национального диалога, прошедшем по инициативе РФ в Сочи. Как подчеркнул Сергей Лавров, конгресс «вывел из стагнации» женевский переговорный трек под эгидой ООН, дав шанс на продвижение хотя бы на одном направлении сирийского урегулирования. 18 декабря «астанинская тройка» передала представителям ООН согласованный при ее участии между правительством Сирии и оппозицией список кандидатур в конституционный комитет.
Однако ООН отказалась немедленно одобрить работу, на которую «тройка» потратила почти год, так как западные страны заподозрили, что в список попало слишком много сторонников сирийского правительства. В Москве считают, что «тройка» свои обязательства выполнила, а западные страны нарушают принятые ими же в Стамбуле решения. Как бы то ни было, надежды, возлагаемые на прорыв в сирийском урегулировании, в уходящем году не оправдались.
Если «малая группа» и «Астана» не придут к компромиссу, новому спецпосланнику генсека ООН по Сирии Гейру Педерсену, который приступает к работе 7 января, придется начинать работу заново. Но есть шанс, что теперь Анкара сможет уговорить Вашингтон признать список. В любом случае, вопросы о том, как будут складываться отношения между США и Турцией и в чем будет заключаться работа «астанинской тройки», становятся главными для Сирии в 2019 году.
Фотогалерея
Основные события в Сирии в 2018 году
20 января ВС Турции совместно со «Свободной сирийской армией» начали операцию «Оливковая ветвь», целью которой было вытеснение курдских сил из района Африн, что произошло в марте (на фото)
Фото: Reuters
30 января в Сочи прошел Конгресс сирийского национального диалога, в котором приняли участие около 1,5 тыс. делегатов. На нем было принято решение о формировании конституционного комитета
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
3 февраля в Сирии был сбит российский Су-25. В ходе перестрелки с боевиками после катапультирования погиб пилот — майор Роман Филиппов (фото в рамке). Всего за время операции в Сирии погибли более ста российских военнослужащих
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
7 февраля в сирийской провинции Дейр-эз-Зор погибли российские граждане, предположительно члены частных военных компаний, принимавших участие в боевых действиях. Число погибших до сих пор официально неизвестно
Фото: Reuters / SANA
С 18 февраля по 14 апреля продолжались бои в Восточной Гуте, победу в которых одержали правительственные силы. Это первая зона деэскалации, которая вернулась под контроль Дамаска
Фото: Reuters / Bassam Khabieh
7 апреля в городе Дума близ Дамаска, по данным западной коалиции, было применено химическое оружие, в результате чего погибли не менее 70 мирных жителей
Фото: Reuters
В ночь на 14 апреля вооруженные силы США, Великобритании и Франции нанесли более ста ракетных ударов по целям, связанным с объектами химической программы в Сирии
Фото: AP
В конце июня сирийская армия при поддержке ВКС РФ начала операцию в юго-западной зоне деэскалации. В отличие от Восточной Гуты здесь достаточно быстро удалось договориться о прекращении огня с вооруженной оппозицией, отряды которой в конечном итоге присоединились к армии в сражениях против «Исламского государства»
Фото: Reuters
18 июля Минобороны России заявило, что по согласованию с властями Сирии на территории республики создан Центр приема, распределения и размещения беженцев. Возвращение беженцев и послевоенное восстановление Сирии стали одними из главных задач Москвы
Фото: Reuters / Jamal Saidi
25 июля в Эс-Сувейде прошла серия терактов «Исламского государства», в результате которых погибли более 250 человек
Фото: Reuters / SANA
17 сентября в Сочи Россия и Турция договорились о создании демилитаризованной зоны в провинции Идлиб
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
17 сентября в небе над Латакией сирийские ПВО, пытаясь отбиться от ракетной атаки Израиля, сбили российский самолет-разведчик Ил-20М. Погибли 15 российских военных. Москва возложила всю вину за произошедшее на Израиль
Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости
В конце сентября Россия передала Сирии 49 единиц зенитно-ракетных комплексов С-300 (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
17 октября спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура объявил о своей отставке. С 7 января его пост займет норвежский дипломат Гейр Педерсен
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
27 октября в Стамбуле прошел саммит по вопросам сирийского урегулирования, в котором приняли участие Турция, Россия, Франция и Германия
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
12 декабря президент Турции Реджеп Эрдоган объявил о намерении начать военную операцию против курдов к востоку от реки Евфрат. Это могло привести к столкновениям с американскими военными, которые вместе с курдами вели бои в этом районе против «Исламского государства»
Фото: Reuters
19 декабря Дональд Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии и победе над «Исламским государством». 21 декабря после потери поддержки США курды заявили об усилении атак ИГ в провинции Дейр-эз-Зор на восточном берегу Евфрата
Фото: Reuters / Arnada Jones / U.S. Army