Банк России раздал обещания и предупреждения
Регулятор ответил на многие вопросы, которых избегал ранее
Сегодня на встрече с банкирами в подмосковному пансионате «Бор» глава ЦБ Эльвира Набиуллина сделала ряд важных заявлений по наболевшим вопросам для банковского сообщества. До сих пор большинство из них регулятор тактично обходил в комментариях. Впрочем, ясности выступление госпожи Набиуллиной добавило лишь отчасти — ЦБ будет регулировать рынок еще более пристально во всех аспектах.
Эльвира Набиуллина затронула в своем выступлении наиболее острые темы последнего время — в частности, «зарплатное рабство». Ее подняли представители Альфа-банка и Тинькофф-банка на прошлой неделе, предложив создать единый реестр зарплатников, чтобы каждый мог выбрать банк по душе. Глава ЦБ признала, что проблема «зарплатного рабства» существует. И даже отметила, что у крупных предприятий должно быть хотя бы два-три зарплатных банка.
В то же время, по мнению госпожи Набиуллиной, инициатива создания единого зарплатного реестра в РФ несет в себе риски получить зарплату с задержкой.
«Несколько банков выступили с инициативой создания сервиса единого зарплатного реестра. Этот сервис мог бы вести единый реестр счетов для перечисления зарплат, а работник уже без участия работодателя смог бы выбирать, в какой банк перечислять зарплату,— отметила она.— Теоретически, технически создание такого механизма возможно. Плюс этого решения — это, конечно, снятие формального ограничения по выбору банка…Недостатки — риски человека получить зарплату не вовремя тоже могут вырасти. Оператор должен будет сверить данные, и если один из участников цепочки — а она здесь удлиняется, появляется новый посредник — допустил ошибку в данных, то зарплата вовремя на счет не поступит». В этой идее больше недостатков, чем преимуществ, уверены в ЦБ.
Не остался в стороне и вопрос сбора биометрических данных, пока банки в этом не слишком преуспели. В том числе и потому, что предпочитают собирать их для собственных, а не общественных нужд. Эльвира Набиуллина выразила надежду, что к концу 2019 года единая биометрическая система заработает в полную силу, несмотря на все проблемы. Российские банки начали сбор биометрических данных клиентов с 1 июля прошлого года, они необходимы для предоставления услуг в удаленном доступе.
Сейчас, по данным ЦБ, биометрию технически способны принимать 4 тыс. отделений банков. «В то же время мы столкнулись, к сожалению, потребителей вводят в заблуждение иногда — некоторые банки собирают биометрические данные для своих внутренних систем, не для единой системы»,— отметила госпожа Набиуллина. На эту проблему ЦБ сейчас обращает особое внимание, чтобы практика приема биометрии была ориентирована на клиента, и расценивает подобные действия банков, как обман потребителя. Как ранее сообщал “Ъ” сбор данных для собственных систем осуществлял в частности Сбербанк.
Система быстрых платежей, которая пока работает в тестовом режиме, но должна быть запущена в промышленную эксплуатацию в конце февраля, также не осталась без внимания.
Регулятор сообщил, что совместно с Федеральной антимонопольной службой намерен осуществлять мониторинг комиссий банков за переводы через нее.
«У нас тарифы будут низкие для банков, но мы рассчитываем, что это позволит установить неконечные тарифы для конечных пользователей ниже действующих сегодня»,— пояснила Эльвира Набиуллина. Она напомнила, что в этом году ЦБ не будет брать комиссии за услуги в системе, но с 2020 года появятся минимальные тарифы: от 50 коп. до 3 руб. в зависимости от суммы.
Впрочем, не все заявления главы ЦБ касались громких поводов недавнего времени. Так, госпожа Набиуллина рассказала о планах ЦБ в отношении разрешения наболевшей проблемы клиентов-отказников банков, попавших в черный список. «Мы работаем с Росфинмониторингом над корректировкой признаков сомнительных операций, чтобы исключить устаревшие, неактуальные, что должно существенно сократить основания для отказа в проведении операций,— сообщила госпожа Набиуллина.— Во-вторых, также с Росфинмониторингом мы корректируем подход к передаче информации об отказах кредитных организаций с тем, чтобы в черные списки попадали только операции с повышенным уровнем риска». По ее словам, объем такой передаваемой информации может сокращаться существенно и случаев автоматических отказов только на основании наличия информации о компании в черном списке будет существенно меньше.
ЦБ намерен в ближайшее время пересмотреть уже сформированные черные списки, оставить в них только тех, кто совершал самые рискованные операции.
Кроме того, Банк России думает о создании на своей базе единой системы проверки клиентов банков на предмет соблюдения антиотмывочного законодательства. Впрочем, пока конкретики в данном вопросе мало.
Также Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России считает недопустимой практику переманивания клиентов из банков, которые проходят процесс финансового оздоровления с участием Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). «К сожалению, мы до сих пор видим примеры недобросовестного конкурентного поведения»,— отметила она, видимо, чтобы банкиры прекратили уже конкурировать с санированными банками.