Минобороны заплатит за артиста
Удовлетворен первый иск в связи с гибелью ансамбля Александрова в авиакатастрофе
Как стало известно “Ъ”, удовлетворен первый иск к Минобороны в связи с катастрофой в Сочи в 2016 году направлявшегося в Сирию Ту-154. Истица — дочь артиста Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова Юрия Новокшанова — требовала по 500 тыс. руб. от ансамбля, признавшего гибель артиста несчастным случаем на производстве, и военного ведомства, а кроме того, рассчитывала получить ежемесячную пожизненную выплату в размере 22 тыс. руб. Суд оценил моральные страдания потерпевшей в 150 тыс. руб.
Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ
Вчера Кемеровский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу Лады Шульгиной (до замужества Новокшанова) на решение Центрального райсуда Новокузнецка, летом прошлого года отказавшего ей во взыскании компенсации. Суд первой инстанции, в частности, посчитал, что иск должен был подаваться не к Минобороны в целом, а к ВВС, владевшим источником повышенной опасности в виде Ту-154.
«Лада Шульгина полагает, что ансамбль Александрова как работодатель должен нести ответственность по возмещению вреда в связи со смертью ее отца, являвшегося кормильцем, а Минобороны — как владелец самолета»,— сказал суду адвокат истца Евгений Ильченко.
Представитель прокуратуры посчитал, что исковые требования госпожи Шульгиной подлежат удовлетворению, но не все. «В части компенсации морального вреда от ансамбля Александрова отказать: в случившемся нет вины работодателя. Полагаю, что компенсация должна быть взыскана с Минобороны»,— сказал он. При этом прокурор счел запрашиваемую сумму завышенной, отметив, что истица не проживала со своим отцом и они крайне редко общались.
«Ансамбль Александрова вообще не является причинителем вреда, с точки зрения охраны труда у работодателя не было никаких нарушений,— отметил его представитель.— Мы — бюджетное учреждение и очень активно участвовали в судьбе семей погибших. Лада Юрьевна — единственная изо всех родственников, кто заявил нам иск».
Представители Минобороны также не согласились с требованиями, указав суду на то, что «факты причинения моральных страданий» госпоже Шульгиной «не доказаны». При этом ответчики отметили, что Лада Шульгина замужем и имеет постоянный источник дохода: работает оператором аппарата по производству полиэтиленовых изделий, получая 15 тыс. руб. в месяц.
Коллегия судей Кемеровского облсуда «с учетом требования разумности и справедливости» иск удовлетворила частично, взыскав с Минобороны РФ 150 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда в пользу Лады Шульгиной.
Член Совета при председателе Совета федерации РФ по взаимодействию с институтами гражданского общества Евгений Корчаго пояснил “Ъ”, что взыскания морального вреда с владельцев источников повышенной опасности — авто- и железнодорожного транспорта — являются обычным делом. «Для авиакатастрофы — это уникальная ситуация, потому что у нас не каждый день ансамбли Минобороны гибнут и не каждый самолет принадлежит военным»,— пояснил господин Корчаго. Он добавил, что, поскольку ответчик невиновен напрямую (следствие по делу авиакатастрофы еще не закончено), компенсация в размере 150 тыс. руб.— сумма средняя. «Насколько мне известно, подобные иски к Минобороны после катастрофы в Сочи не подавались»,— резюмировал правозащитник.
Исковые требования родственников жертв катастрофы Ту-154 Минобороны
Фотогалерея
Катастрофа Ту-154 два года спустя
25 декабря 2016 года в Черном море через минуту после вылета из аэропорта Адлера потерпел крушение самолет Ту-154. К 26 декабря поисковая группа включала 3,5 тыс. человек, 45 кораблей, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В момент катастрофы на борту находились 92 человека, включая директора фонда «Справедливая помощь» и члена президентского Совета по правам человека Елизавету Глинку (Доктор Лиза). Российский филантроп намеревалась передать медикаменты и расходные материалы в университетский госпиталь в Латакии
Фото: ТАСС / Valery Sharifulin
Жертвами крушения Ту-154 также стали 65 участников ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова — почти весь хор коллектива, за исключением трех солистов, которых не было на борту
На фото: композитор и главный военный дирижер России Валерий Халилов
Фото: ТАСС / Марина Лысцева
Артисты направлялись в Сирию, чтобы сыграть новогодний концерт для военнослужащих на российской авиабазе Хмеймим
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
26 декабря на расстоянии 1,7 тыс. метров от берега были обнаружены обломки самолета. Радиус разброса обломков составил 500 метров, эта информация дала специалистам основание полагать, что самолет разрушился в воздухе. В СМИ появились версии о теракте, но позднее следов взрыва на борту не было обнаружено. Глава Минтранса Максим Соколов объяснял разброс течением
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
26 декабря ФСБ России назвала основные версии крушения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков теракта не было выявлено
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России
27 и 28 декабря из воды были извлечены два бортовых самописца. На основе их данных эксперты заявляли, что версия об ошибке пилотирования воздушного судна является приоритетной. Тогда же источник в оперативном штабе на месте ЧС сообщал, что, по предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки. В результате подъемная сила якобы была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет упал
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России/ТАСС
29 декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байметов сообщил, что полет Ту-154 продлился около 70 секунд, лайнер успел набрать высоту в 250 метров при скорости 360-370 км/ч. Господин Байнетов также сообщил, что первоначально было более 15 версий крушения Ту-154, однако в ходе расследования их число уменьшилось вдвое
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В марте 2017 года техническая часть расследования катастрофы была завершена. Согласно экспертам, самолет не падал, а разбился при посадке на воду в управляемом полете. Одной из причин такой посадки могла стать дезориентация пилота в пространстве. 26 апреля издание «Газета.Ru» опубликовало материал, согласно которому причиной катастрофы была перегрузка — после дозаправки вес Ту-154 якобы составил около 110 тонн вместо нормативных 98. Однако уже на следующий день Следственный комитет РФ опроверг эту версию
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В мае Минобороны обнародовало итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. Ведомство установило, что после взлета командир борта Роман Волков вместо набора высоты направил самолет в пике. При этом в кабине пилотов никто ничего не замечал, лишь на девятой секунде, сидящий сзади летчиков штурман, произнес: «Командир, мы падаем»
Фото: РИА Новости / Нина Зотина
В ходе расследования были проведены 356 судебно-медицинских, 23 молекулярно-генетических, три взрыво-технических и одна фоноскопическая экспертиза, а также судебное химическое исследование горюче-смазочных материалов
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Потерпевшими по уголовному делу были признаны 156 человек
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В первую годовщину катастрофы Следственный комитет России сообщил, что версия взрыва на борту полностью исключена. Срок расследования неоднократно продлевался. В последний раз — 3 декабря 2018 года (до 25 марта 2019 года)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына