«Книге» позолотили переплет
В Лос-Анджелесе раздали «Оскаров»
В лос-анджелесском Dolby Theatre прошла 91-я церемония вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук — премий «Оскар». Лучшим фильмом стала «Зеленая книга» Питера Фаррелли, номинированная в пяти категориях и победившая в трех из них. Еще две награды достались картине за лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана — в этой номинации получил свой второй «Оскар» Махершала Али.
Онлайн-трансляция “Ъ”: как вручали премии
«Лучший фильм» — одна из немногих номинаций на нынешней довольно предсказуемой церемонии, в которой сохранялась какая-то интрига. Самыми вероятными претендентами в ней были сентиментальное роуд-муви Питера Фаррелли, действие которого разворачивается в Америке начала 1960-х, все еще разделенной расовой сегрегацией, и «Рома» Альфонсо Куарона — еще одна ностальгическая картина, поэтическое упражнение о жизни одной семьи в Мехико 1970-х. Победила все-таки «Зеленая книга», и самую резкую реакцию это вызвало у третьего участника наградного забега, на которого никто, впрочем, всерьез не ставил,— режиссера фильма «Черный клановец» Спайка Ли. Он возмущенно вскочил со своего места и ринулся к выходу из зала.
«Каждый раз, когда кто-то кого-то везет, я проигрываю»,
— сказал Ли журналистам, намекая на победу на «оскаровской» церемонии 1990 года фильма «Шофер мисс Дэйзи», когда его собственная картина «Делай, как надо» даже не была выдвинута в номинации «Лучший фильм».
На сей раз Ли достался «утешительный приз» за лучший адаптированный сценарий, который он разделил с Чарли Вачтелом, Дэвидом Рабиновицем и Кевином Уиллмоттом. Это первый «Оскар» в карьере режиссера (если не считать почетного, полученного в 2016 году). Его речь оказалась одной из самых политически заряженных на сегодняшней церемонии, вполне в соответствии с яростным и непримиримым духом самого фильма.
У Альфонсо Куарона оснований для обид не было. «Рома» стала лучшим фильмом на иностранном языке, обойдя в этой номинации «Холодную войну» Павла Павликовского, «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды, «Капернаум» Надин Лабаки и «Работу без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Сам мексиканский постановщик, номинированный в четырех категориях (как режиссер, сценарист, оператор и продюсер), прибавил к двум своим «Оскарам», полученным в 2014 году за «Гравитацию», еще два: за режиссуру и операторскую работу.
Думается, в этом случае академики совместили приятное с полезным — наградили одного из своих любимцев и показали «козу» президенту Трампу с его идеями постройки стены на границе Мексики и США.
Не зря испанский язык звучал в этот вечер со сцены Dolby Theatre почти так же часто, как английский.
По числу полученных статуэток с «Зеленой книгой» и «Ромой» сравнялась «Черная пантера» Райана Куглера, получившая «Оскары» за дизайн костюмов, работу художника-постановщика и музыку к фильму. И если в последней категории выиграл белый мужчина, швед Людвиг Йоранссон, то в двух других впервые в истории премии награды достались женщинам-афроамериканкам: Рут Е. Картер за костюмы и Ханне Бичлер за продакшен дизайн (в паре с декоратором Джеем Хартом). Так что можно сказать, что в отдельно взятом случае одного фильма афрофутуризм победил не только на экране, но и в жизни.
Однако лидером в количественном отношении стала музыкальная биографическая лента о группе Queen «Богемская рапсодия». Из пяти своих номинаций сахариновый байопик, представивший весьма сглаженную трактовку истории группы и жизни Фредди Меркьюри, выиграл в четырех. Рами Малек, весь наградной сезон уверенно собиравший премии за роль легендарного певца, на которого он совсем не похож, был назван лучшим актером. Остальные «Оскары» «Рапсодии» достались профессионалам: за монтаж, сведение звука и монтаж звука.
Условно-историческая драма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», номинированная в десяти категориях, получила всего одну награду — и это была вторая (хронологически — первая) неожиданность вечера. Лучшей актрисой стала Оливия Колман, исполнившая роль английской королевы Анны Стюарт, хотя фронтраннером в этой номинации считалась Гленн Клоуз, показавшая настоящий актерский мастер-класс в фильме «Жена», в остальных отношениях весьма среднем. И хотя Колман сыграла блестяще и получила свою награду более чем заслуженно, а ее речь была одной из самых искренних и трогательных, проигрыш 72-летней Клоуз, для которой это была седьмая и, возможно, последняя номинация, стал одним из моментов, омрачивших церемонию.
В номинации «Лучшая женская роль второго плана» не было ни сюрпризов, ни особых поводов для радости. Награда в соответствии со всеми прогнозами досталась Реджине Кинг, сыгравшей в фильме «Если Бил-стрит могла бы заговорить» и обошедшей таких конкуренток, как Рейчел Вайс и Эмма Стоун, блиставших в «Фаворитке» наравне с Колман.
В нынешнем году церемония вручения «Оскаров» впервые за 30 лет проходила без ведущего, чему предшествовал многоступенчатый скандал. На почетную роль конферансье был выбран Кевин Харт, но потом в его Twitter обнаружились гомофобные шутки 10-летней давности. Неохотно покаявшись, комик снял свою кандидатуру, а найти ему замену академия так и не смогла. В результате номинантов представляли знаменитости разного калибра, а вставных развлекательных номеров (кроме исполнения номинированных песен) и вовсе не было. Церемония оказалась рекордно короткой — всего три с небольшим часа, и даже не пришлось никому вручать награды в рекламных паузах (была у организаторов такая светлая идея, вызвавшая еще один скандал). Насколько такой новый формат заинтересовал телезрителей, покажут рейтинги трансляции, которые в предыдущие несколько лет упрямо снижались. Но все-таки, несмотря на все скандалы, падение интереса, неурожайные на шедевры годы и церемониальную скуку, «Оскар» пока остается самой престижной кинематографической наградой, и даже новые короли индустрии — стриминговые сервисы вроде Netflix, выпустившего «Рому»,— стремятся ее заполучить. А значит, распускать академию пока рано.
Победители «Оскара—2019»
- Лучший фильм — «Зеленая книга» (режиссер Питер Фаррелли)
- Лучший режиссер — Альфонсо Куарон («Рома»)
- Лучшая женская роль — Оливия Колман («Фаворитка»)
- Лучшая мужская роль — Рами Малек («Богемская рапсодия»)
- Лучшая женская роль второго плана — Реджина Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить»)
- Лучшая мужская роль второго плана — Махершала Али («Зеленая книга»)
- Лучший фильм на иностранном языке — «Рома»
- Лучший документальный фильм — «Свободный подъем в одиночку» / Free solo
- Лучший грим и прически — «Власть»
- Лучшие костюмы — «Черная пантера»
- Лучшая работа художника-постановщика — «Черная пантера»
- Лучшая операторская работа — «Рома»
- Лучший монтаж звука — «Богемская рапсодия»
- Лучшее сведение звука — «Богемская рапсодия»
- Лучший монтаж — «Богемская рапсодия»
- Лучший анимационный полнометражный фильм — «Человек-паук: Через вселенные»
- Лучший анимационный короткометражный фильм — «Бао»
- Лучший документальный короткометражный фильм — «Точка. Конец предложения»
- Лучший короткометражный игровой фильм — «Кожа»
- Лучшие визуальные эффекты — «Человек на Луне»
- Лучший оригинальный сценарий — «Зеленая книга»
- Лучший адаптированный сценарий — «Черный клановец»
- Лучший саундтрек — «Черная пантера»
- Лучшая песня — «Shallow» («Звезда родилась»)