«Я, наверное, многим не давал покоя»
Председатель законодательного собрания Нижегородской области второго созыва (ноябрь 2001 — апрель 2002 года) Дмитрий Бедняков — о том, почему не выиграл выборы мэра, но стал руководителем регионального парламента.
— Дмитрий Иванович, насколько мне известно, вы планировали баллотироваться в депутаты первого созыва законодательного собрания. Почему не стали?
— Мои отношения с законодательным собранием Нижегородской области начались задолго до моего избрания председателем регионального парламента. Еще в 1992–1993 годах, после того как указом президента Бориса Ельцина были распущены Верховный совет РСФСР, Горьковский областной и городской советы. Тогда я был главой администрации Нижнего Новгорода и членом федеральной комиссии под руководством Сергея Шахрая, участвовал в подготовке всех документов, на основании которых впоследствии проходили выборы в Государственную думу и законодательное собрание. К 1994 году у нас уже разгорелся жесткий конфликт с губернатором Борисом Немцовым. Увидев, что я выигрываю выборы мэра, он фактически отменил их, сняв с предвыборной гонки моего оппонента Евгения Крестьянинова. Да и с тем, чтобы не пустить меня в законодательное собрание, тоже была определенная интрига, поэтому депутатом первого созыва я не стал.
— То есть возможность стать депутатом у вас появилась после ухода Немцова?
— В 1998 году я выдвинул свою кандидатуру в депутаты регионального парламента и не без проблем, но выиграл выборы. Я был обычным депутатом-заднескамеечником, и особенно ни на что не претендовал. Но, конечно, пользуясь своим юридическим опытом, пытался вникать в некоторые вопросы и влиять на принимаемые решения. В 2000 году в России создали институт полномочных представителей президента, в Нижнем Новгороде было образовано полпредство, а полпредом в Приволжском федеральном округе назначили Сергея Кириенко. Так получилось, что ему потребовалась моя помощь, и я стал членом рабочей группы по приведению законодательств республик округа в соответствие с федеральным законодательством. Примерно полгода я провел в командировках: Казань, Уфа. У нас было много долгих дискуссий по этим вопросам, порой непростых, но задачу мы решили, и в итоге у нас сложилось очень эффективное сотрудничество с Сергеем Владиленовичем Кириенко. И когда Анатолий Козерадский ушел в Совет Федерации, а место председателя законодательного собрания стало вакантным, мне предложили его занять. Прямо скажем, я не особенно хотел становиться председателем. Как этого и не хотел глава региона, коммунист Геннадий Ходырев, окружение которого, в том числе и супруга Гуля Иргашевна, меня сильно не любило. Однако решение было принято. Моим оппонентом выступил Александр Иванович Цапин. Голосовали два или три раза, в результате с перевесом в пару голосов я выиграл.
— Чем вам запомнилась работа председателем законодательного собрания?
— Пусть я и недолго исполнял обязанности председателя законодательного собрания, но мне кажется, это был весьма эффективный период. Он стал для меня определенным вызовом, и я с ним, по собственным ощущениям, справился. Тогда впервые в истории регионального парламента бюджет области на 2002 год был принят до начала финансового года — в декабре. Обычно его принимали в январе, феврале, иногда даже в марте. Почему? Да потому, что принятие бюджета — это почти всегда попытка согласовать несогласуемые интересы, которые, во-первых, касаются распределения средств между муниципалитетами, во-вторых, распределения средств уже между ведомствами. У каждого министерства и департамента свое видение и интересы, а бюджет не резиновый, и денег в нем никогда на все не хватает. Если к этому добавить еще и противоречия между Нижним Новгородом, который больше всех собирает налогов, и остальными муниципалитетами области, то сложности очевидны. Тогда ко всем объективным причинам добавлялась еще одна — у нас не было взаимопонимания с губернатором Ходыревым. Но мы поставили перед собой задачу и в декабре 2001 года собирались каждую неделю для обсуждений поправок к бюджету. Я считаю, что это было продуктивно, правильно и, что немаловажно, максимально прозрачно.
— Как бы вы могли охарактеризовать работу второго созыва?
— Мы, пожалуй, более романтично относились к тому, чем занимаемся. И у нас было больше свободы. Если на тот момент не существовало какого-то федерального закона, то мы могли создать свой, по тем вопросам, которые являются совместной компетенцией федерации и субъекта. При этом в нашем созыве были всякие попытки раскачать законодательное собрание. Кто-то был ярым сторонником Ходырева, кто-то — Кириенко. Только в третьем созыве Евгению Борисовичу Люлину удалось консолидировать депутатский корпус и поставить законодательное собрание на соответствующие ему статус и место. В тот же период успешно завершилась борьба с Геннадием Ходыревым.
— Почему вы не стали главой законодательного собрания третьего созыва?
— Несмотря на конфликт с главой региона, в 2002 году я вновь баллотировался в депутаты законодательного собрания и, откровенно говоря, даже не сомневался в том, что все будет нормально. Но мой путь в политике никогда не обходился без трудностей, так вышло и в этот раз. Моими оппонентами по округу стали Юрий Исакович Лебедев и с ним команда: Сергей Воронов, Александр Бочкарев и другие. Они поставили задачу сорвать выборы по Советскому району. Им это удалось. Помню, что тогда в сердцах подписал распоряжение о возложении обязанностей на Александра Цапина и ушел. Меня вызвал Сергей Кириенко и говорит: «Ты чего творишь? Нам нужно завершить процесс, вне зависимости от того, избрали тебя или нет, надо сформировать руководство законодательного собрания». Стали обсуждать, кто может быть председателем. Я сразу сказал, что у меня только одна кандидатура — Евгений Люлин. Кириенко думал так же. Все совпало. Евгения Борисовича избрали, а меня — вновь после трех голосований — избрали в Совет Федерации. Так и закончилась моя история в качестве председателя. Но, поскольку я представлял в Совфеде интересы регионального парламента, я, конечно, был неформальным депутатом. Я присутствовал на всех важных событиях, участвовал в обсуждении и подготовке ключевых законов. Сейчас я вернулся в Нижний Новгород и уже шесть лет работаю советником — сначала у Валерия Шанцева, теперь у Глеба Никитина — и активно занимаюсь законотворчеством и судебными делами.
— Как бы вы охарактеризовали себя как депутата? И кто из коллег вам больше всего запомнился?
— Я, наверное, многим не давал покоя. Часто был против принятия каких-то законов, ведь как юрист я понимал, что есть процедуры, с помощью которых можно замотать любой вопрос. И Анатолий Козерадский, когда я начинал «валять дурака», всегда говорил — ну, Дмитрий Иванович, ну перестань, ну ты чего? А я ему — про регламент, голосование… Были в нашем созыве и выдающиеся личности. Валера Макаров, который, на мой взгляд, отличный организатор сельхозпроизводства, ему принадлежит знаменитый совхоз «Нива» в Лысковском районе. С ним мы до сих пор дружим. Аграрии, возможно потому, что крепко стоят на земле, никогда не витали в облаках, у них всегда был весьма прагматичный взгляд на все те вопросы и проблемы, что мы обсуждали. Омари Хасанович Шарадзе всегда тихий, а скажет два слова — и все в точку. Евгений Ненашев из Дзержинска, который курировал социальную сферу. Николай Андреевич Пугин. Но были и пижоны типа Бори Бревнова и Димы Савельева, которые всегда пытались произвести впечатление.