«Мы разработали первое в стране региональное законодательство о поддержке промышленности»

Председатель законодательного собрания Нижегородской области третьего созыва (2002 — 2007) Евгений Люлин — о том, как он стал депутатом и председателем регионального парламента и что считает главным в работе законодательного собрания третьего созыва.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— Евгений Борисович, как вы стали депутатом, а потом и председателем законодательного собрания Нижегородской области?

— До законодательного собрания я работал первым заместителем генерального директора ОАО «Сибур-Нефтехим». Для Дзержинска — это градообразующее предприятие, поэтому большинство городских проблем лежало на наших плечах. И мы в руководстве решили, что раз такая ситуация сложилась, нужно избрать нашего директора в законодательное собрание — представлять интересы Дзержинска. Готовим программу, работаем, и вдруг происходит страшное: у директора — инфаркт. Он говорит: «Жень, сам понимаешь, я не пойду». Я отвечаю, что, конечно, тогда не пойдем. На что он меня поправил: «Ты не понял, это я не пойду, а ты пойдешь». Так меня и выдвинули в депутаты. Конечно, очень волновался, переживал, ведь опыта такой работы у меня еще не было.

Следующий этап начался во время выборов председателя законодательного собрания.

На этот пост претендовали два человека — Александр Цапин — опытнейший человек, депутат Госдумы, который до этого работал зампредседателя заксобрани, и я — чистый промышленник. В итоге депутаты выбрали меня, но Александра Ивановича Цапина я сразу же назначил своим заместителем. У него была прекрасная, развернутая программа, большой опыт, богатые знания.

Назначение Александра Ивановича было самым правильным решением, как и пригласить на должность руководителя аппарата законодательного собрания Татьяну Николаевну Шишокину. Мой промышленный подход, опыт и знания Александра Ивановича, мощные организаторские способности Татьяны Николаевны составили основу нашей команды.

— Какие законопроекты, принятые третьим созывом, вы бы отметили?

— На мой взгляд, наиболее важные законы в нашем созыве были приняты в блоке по поддержке промышленности и предпринимательства, где было просто непаханое поле работы. Мы очень активно совместно с Валерием Цыбаневым, Дмитрием Красновым, депутатами и промышленниками формировали меры поддержки бизнеса: дотации, субвенции, компенсации процентных ставок по кредитам. Мы первыми в стране приняли закон о промышленной политике, сформировали лучшее инвестиционное законодательство в России.

Еще одно очень важное направление — социальные проекты. Это законы об адресной поддержке малоимущих, ветеранов, многодетных семей. Это и выездные стоматологические кабинеты, которые ездили по деревням, и система записи в поликлиники, чтобы людям не приходилось ждать часами в очередях приема. Операторы выслушивали пожелания больных, предлагали им время и дату посещения врача, а специальная компьютерная программа обрабатывала и систематизировала поступающую информацию. Тогда это воспринималось как открытие. Сейчас в регионе уже работают проекты, продолжающие эти инициативы совершенно на другом уровне. Например, «Поезда здоровья» привозят в села не только стоматологов, а целую команду высококлассных медицинских специалистов.

Были и проекты по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам — это было очень актуально, и многие другие.

Часть из этих проектов была реализована с помощью внебюджетных средств, при поддержке промышленных предприятий. Например, для «Единой поликлинической службы записи», о которой я уже упоминал, нижегородские промышленники подарили необходимое оборудование. Так, в некоторых поликлиниках появились первые компьютеры.

Точно так же работу выездных стоматологических кабинетов депутаты организовали за счет внебюджетных средств, закупили дорогостоящее оборудование — каждый кабинет стоил около 5–6 млн рублей. На все задачи денег из бюджета не хватало, но мы старались найти решение.

— Как складывались отношения законодательного собрания с областным правительством?

— Мы много спорили, обсуждали, не всегда соглашались со своими коллегами. Но главное — наши отношения были рабочими. Депутаты заксобрания дискутировали с правительством области, и в этих спорах рождалась истина.

И с губернатором мы встречались, разговаривали, решали вопросы. С первых дней моей работы председателем законодательного собрания мы договорились с Геннадием Ходыревым, что будем встречаться и лично обсуждать все проблемы, как только возникнет такая необходимость.

— Получается, что роль законодательного собрания третьего созыва в политической и экономической жизни региона была очень весомой.

— Роль законодательного собрания каждого созыва — очень весомая. И тогда законодательное собрание было органом власти, куда обращались по очень многим вопросам.

В целом у нас был очень профессиональный созыв. В том числе потому, что в то время главы районов еще могли быть одновременно и депутатами заксобрания. А лучше них, пожалуй, никто не мог знать, как тот или иной закон может откликнуться для муниципалитетов. Поэтому главы составляли основу парламента и играли в нем ключевую роль. И, конечно, они были очень сильными, принципиальными, не боялись отстаивать свою позицию.

В 2005 году на рассмотрение в законодательное собрание внесли кандидатуру Ходырева на второй срок. Поскольку ситуация в Нижегородской области была критическая по всем показателям, все депутаты как один выступили против. Это был прецедент. Я этих людей бесконечно уважаю — они действовали ответственно и в интересах государства. В итоге президент поддержал решение законодательного собрания, к нашему мнению прислушались на федеральном уровне.

Сегодня депутаты тоже часто добиваются внесения изменений в федеральные законы — например, в закон о гособоронзаказе для промышленных предприятий, хотя, казалось бы, это почти невозможно. Но парламентарии приводят убедительные аргументы, доказывают свою позицию примерами из реальной практики.

— Говорят, новая метла по-новому метет. Вы начали работу в законодательном собрании с того, что реконструировали все здание. Почему?

— В один из первых дней моей работы в новой должности я открыл в кабинете окно — на меня упала створка. Рамы сгнили. Зашел в туалет — там жуткая разруха. Спрашиваю, а в женском такая же история? Мне отвечают «да». Я помощникам говорю — вызывайте строительную бригаду, деньги выбьем, но так жить нельзя. Ремонт начали с туалетов.

Говорю, понимаете, в это здание приходят люди за помощью, с надеждой на власть. А какая же надежда на власть, которая не в состоянии даже привести в порядок туалет для посетителей?

В итоге сделали и зал, и кабинеты. За это меня, кстати, сильно критиковали — мол, Люлин начал с ремонта. Критиковать-то критиковали, а департамент внешних связей областного правительства иностранные делегации к нам водил. Больше некуда было.

— Много было слухов о том, почему вы не уволили Михаила Дикина сразу после возбуждения уголовного дела. Расскажите, почему решили дождаться вердикта суда?

— Говорят, что я его покрывал, а у меня просто была позиция, которой я придерживался от начала и до конца: Дикин — депутат, и отрешить его от должности — значит, осудить человека. Мне многие тогда пытались объяснить, что я не прав. В СМИ чего только обо мне ни писали и ни говорили. Особенно старались «сорокинские». На что я всегда отвечал: а если с вами такое произойдет и вас до решения суда будут считать виновными, примерьте на себя — покажется ли это вам справедливым? Будет решение суда — будет решение заксобрания.

— Почему вы сложили полномочия председателя законодательного собрания после года работы в парламенте четвертого созыва?

— Рейтинг у меня был высокий, как среди жителей региона, так и в политических кругах. Но на самом деле я же в первый день после своего избрания в первом интервью в статусе председателя законодательного собрания сказал, что проработаю один созыв и уйду. Тогда никто не верил, но я просто выполнял свое обещание, мне хотелось продолжить работу в промышленности.

Единственное — депутаты меня попросили остаться председателем еще на один год, потому что в регион пришел новый губернатор Валерий Шанцев и нужно было сразу же выстроить рабочие отношения с правительством области. Решили, что не стоит совмещать это со сменой председателя собрания.

В итоге я провел выборы в 2006 году, проработал в четвертом созыве законодательного собрания председателем один год и сложил полномочия. А депутатом я оставался еще долго, до 2013 года. Специально приезжал на заседания из Москвы, совмещая с работой в ЛУКОЙЛе. Кстати, в 2011 году идти на выборы депутатом меня уговорил Валерий Павлинович Шанцев — сказал, что нужны люди, помогающие сохранить преемственность, способные делиться полезным опытом.

Первая четверть

25 лет законодательному собранию Нижегородской области

Читать далее

Вся лента