«Волготранс» ставит на крыло
Перевозчик нефти заказал скоростные пассажирские суда
Самарский «Волготранс», специализирующийся на перевозках нефтяных грузов, выходит в новый сегмент рынка. По информации “Ъ”, компания заказала у ЦКБ им. Алексеева через «Машпромлизинг» четыре пассажирских судна на подводных крыльях «Валдай». Их планируется эксплуатировать на Волге, в Нижегородской области,— возможно, уже с этого года. Эксперты называют это выгодной для «Волготранса» диверсификацией бизнеса. Еще два «Валдая» будут поставлены «Северречфлоту» для работы на реках Обь и Иртыш.
Как стало известно “Ъ”, самарская судоходная компания «Волготранс» приобрела четыре пассажирских судна на подводных крыльях «Валдай». Соответствующее соглашение подписано с ЦКБ им. Алексеева и кэптивной лизинговой компанией Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) «Машпромлизинг», рассказали “Ъ” источники в отрасли. По их словам, суда будут эксплуатироваться в Поволжье. В компаниях “Ъ” подтвердили заключение соглашения, стоимость контракта они не раскрывают. В ОСК “Ъ” добавили, что контракт был подписан в декабре 2018 года. В интервью “Ъ” председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев говорил, что продажная стоимость в обычной комплектации около 100 млн руб. (см. “Ъ” от 7 июня 2018 года).
«Валдай 45Р» — судно на подводных крыльях для перевозки пассажиров. Проект и его строительство ведет Центральное конструкторское бюро имени Алексеева. Максимальная скорость — 75 км в час. Осадка — около 1 м. Длина — 21,3 м, ширина — 5,2 м. Запас хода — в пределах 550 км. Автономность (продолжительность рейса) — восемь часов. Пассажировместимость — 45 человек, два члена экипажа. Первое судно после 30-летнего перерыва было спущено на воду в 2017 году.
В ЦКБ им. Алексеева “Ъ” уточнили, что всего по контракту с «Волготрансом» будет произведено и сдано в эксплуатацию четыре судна — три с июля до конца осени 2019 года, и еще одно — весной 2020 года. Эксплуатироваться суда будут в бассейне Волги, уточняют в ЦКБ. Помимо этого соглашения у компании есть еще одно — тоже с «Машпромлизингом», на поставку двух судов «Валдай», которые будут работать в бассейне Оби и Иртыша. По договорам оба судна будут переданы заказчику весной 2019 года. Эксплуатантом будет АО «Северречфлот», базирующееся в Ханты-Мансийском автономном округе, рассказали в ЦКБ.
Первый заместитель гендиректора «Волготранса» Алексей Пальгов сообщил “Ъ”, что речной пассажирский флот в данном сегменте нуждается в моральном и физическом обновлении, чтобы соответствовать современным стандартам. Он поясняет, что «Волготранс» решил диверсифицировать бизнес в сторону пассажирских перевозок, так как «имеет большой судоходный опыт, профессиональный штат, готовый обеспечить высокие требования с точки зрения безопасности, надежности и гарантий для пассажиров». Суда будут использоваться как на туристических, так и на регулярных рейсах. Маршруты сейчас уточняются, заключили в «Волготрансе».
В конце марта «Деловой квартал Нижний Новгород» со ссылкой на вице-губернатора Евгения Люлина сообщал, что власти региона ведут переговоры о поставке четырех «Валдаев» для возобновления в этом году региональных пассажирских перевозок. Они собираются открыть речные маршруты Нижний Новгород—Городец и Нижний Новгород—Макарьево. По предварительным оценкам, цена билета составит 300–600 руб., сообщало СМИ. Источники “Ъ” в отрасли полагают, что значительную поддержку проекту окажет регион. Без помощи местных властей такой проект вряд ли окупаем, отмечают собеседники.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что танкерный сегмент в отдельные периоды имеет низкую доходность, при этом развитие пассажирских перевозок довольно перспективно, особенно такого направления, как скоростной транспорт на подводных крыльях. Она напоминает, что «Волготранс» не впервые готов внедрять новые виды судов отечественной постройки — так, компания решила строить танкер-химовоз по проекту, разработанному ОСК. Кроме того, у «Волготранса» большой опыт реализации проектов с «Машпромлизингом», добавляет госпожа Малышева. По ее данным, компании сейчас прорабатывают еще один проект по линии Минприроды для Арктического региона.