Хранитель легкости
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет после продолжительной болезни скончался Георгий Данелия — режиссер культовых «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дзы!», любимый несколькими поколениями кинозрителей.
Режиссер Георгий Данелия
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Архитектор по первой профессии, Георгий Данелия был генетически связан с кинематографом, в котором работали его мать и ближайшие родственники — режиссер Михаил Чиаурели, актрисы Верико Анджапаридзе и Софико Чиаурели. Данелия родился в Тбилиси (тогда еще называвшемся Тифлисом), но вырос в Москве, там же в 1956-м поступил на только что открывшиеся Высшие режиссерские курсы к Михаилу Калатозову, автору фильма «Летят журавли».
Чем известен Георгий Данелия
Его дебютные ленты «Сережа» (совместно с Игорем Таланкиным) и «Я шагаю по Москве» стали манифестами оттепельного кино. В центре второй из этих картин — лирический образ столичного города, переживающего пору любви, надежд и прекрасных иллюзий.
Начиная c фильма «Тридцать три», Данелия вступил в избранный клуб советских комедиографов, однако сатирические и эксцентрические краски в его режиссерской палитре все равно пасовали перед лирическими. Настоящей гармонии материала, жанра и стиля он достиг в картине «Не горюй!», снятой в Грузии и ставшей одной из визитных карточек грузинской школы кино c ее тонкой философичностью, ритуальным мифологизмом и в то же время верностью фактуре жизни. Данелия мечтал снять на Кавказе экранизацию толстовского «Хаджи-Мурата», но эта идея так и не воплотилась. Кавказский след вновь всплывает в лирической комедии «Мимино»: мало кто умел так тонко, метко, но необидно обыграть национальные особенности жителей многонациональной страны. Этот фильм, как и многие другие данелиевские, стал источником ушедших в народ цитат и приобрел славу культового.
Незлобивость, деликатность были присущи Георгию Данелии как мало кому из его коллег по профессии.
Только человек, полностью лишенный снобизма, мог найти ироничную и при этом уважительную интонацию, с какой показан простонародный герой «Афони». Столь же правильная интонация в диапазоне от нежности до сарказма — в «Осеннем марафоне», где в фокусе внимания режиссера оказался представитель близкого ему круга, мятущийся и вечно бегущий от самого себя интеллигент-«марафонец».
Перестройку Данелия встретил неожиданным поворотом в область фантастики, и это опыт, воплотившийся в фильм «Кин-дза-дза!», принес ему легионы новых поклонников.
Фантастика в ту пору больше ассоциировалась с такими режиссерами, как Андрей Тарковский или Стэнли Кубрик, а вот соединение фантастического жанра с комедийным оказалось революционным прорывом.
И хотя технически картина была выполнена очень скромно, а летательный аппарат художники Александр Самулекин и Теодор Тэжик конструировали подручными средствами, эффект оказался сногсшибательный. В Доме кино среди критиков картину приняли прохладно, а вот студенческая аудитория МГУ подняла ее до небес, назвала главным кинособытием ХХ века. Появилось целое поколение, которое знает фильм буквально наизусть. И хотя Данелия снял с тех пор еще немало хороших грустных бытовых комедий, таких как «Настя», «Паспорт», «Орел и решка», все равно жизнь вернула его на склоне лет к анимационному сиквелу под названием «Ку! Кин-дза-дза». Оправдалось интуитивное предвидение мастера, что инопланетный Плюк — это мы. Не другая цивилизация, а уродливое образование типа суверенной демократии — по сути, феодальное средневековое общество с диктатурой денег и культом мракобесия, в котором расплющен гуманизм.
Данелия — редчайший человек среди кинематографистов, у которого, кажется, не было врагов. Он один из немногих крупных режиссеров, который мог позволить себе заявить: «Я боюсь режиссерских находок и стараюсь их избегать», и это было правдой. Он сторонился политических и коллективных кампаний, чурался громких слов, но при этом снимал чувственное, доброе и нежное кино о толерантности и человеческом достоинстве. В его мире почти не было харизматичных негативных героев, но никогда не возникало ощущения лакировки действительности. Он владел секретом легкого дыхания. Но не надо думать, что оно давалось просто.
Режиссер признавался: «Надо задумываться над каждым бытовым жестом, над ритмом, чтобы было интересно и уютно смотреть. Вроде легкие фильмы, а затрачено внутри много. Легко не получается: пока не испробуешь тысячи вариантов, результата не будет».
Помогало взаимопонимание с теми, с кем он работал,— с композитором Гией Канчели, сценаристами Ревазом Габриадзе и Викторией Токаревой и, конечно, с избранным составом актеров — от Евгения Леонова и Леонида Куравлева до Олега Басилашвили и Марины Нееловой.
Почему-то ни один из фильмов Данелии не лег на цензурную полку. А могли бы — тот же «Афоня», например. Режиссер как-то сам заинтересовался почему и спросил «сведущих товарищей». Они сказали:
«Люди у тебя обаятельные, а не отвратительные. Ведь начальство, цензоры смотрят фильмы не в одиночестве — кто с водителем, кто с поварихой, медсестрой, с женой, детьми».
А возглавлявший Госкино министр Камшалов признался: «Сын мой охренел совсем, пятый раз твою “Кин-дза-дзу” смотрит».
Уже перед премьерой «Ку! Кин-дза-дзы», последнего фильма Данелии, мы записывали у него дома интервью для “Ъ”, это было в апреле 2013-го, и уже тогда Георгию Николаевичу было нелегко говорить и дышать. Между тем это один из немногих известных мне кинорежиссеров, кто прожил свою длинную жизнь, сохраняя легкое дыхание весенней оттепели.
Фотогалерея
Жизненный и творческий путь Георгия Данелии
Георгий Данелия родился в Тбилиси 25 августа 1930 года. Почти сразу после рождения мальчика его семья переехала в Москву, где Данелия провел свое детство. Окончив Московский архитектурный институт в 1954 году, он некоторое время проработал архитектором. «Замысел будущей картины начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо»,— вспоминал позднее Данелия
Фото: Лев Иванов / РИА Новости
Будучи студентом, Георгий Данелия снимался в массовке, но по режиссерской стезе пошел уже после окончания вуза. В 1956 году во время прогулки в парке он увидел газету «Советская культура» с заголовком о наборе в группу режиссерских курсов и таким образом попал на киностудию «Мосфильм» в мастерскую Михаила Калатозова. Там он снял две короткометражные картины, одна из которых («Тоже люди») — экранизация отрывка из романа «Война и мир» Льва Толстого
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
После окончания курсов в 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на «Мосфильме». Его дебютом в большом кино стал фильм «Сережа» (1960), который он снял совместно с Игорем Таланкиным на основе повести Веры Пановой. Картина о жизни пятилетнего мальчика получила «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Известность пришла к Данелии после выхода в 1964 году лирической комедии «Я шагаю по Москве» (кадр на фото). Благодаря картине прославились также молодые и малоизвестные на тот момент актеры: Никита Михалков, Ирина Мирошниченко, Евгений Стеблов. «Это картина о совсем молодых людях. Вспоминаешь ее — и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора»,— сказал о фильме режиссер Михаил Ромм
Фото: РИА НОВОСТИ
«Про "Сережу" отец сказал: "Так себе" (мама потом объяснила: "Фильм папе понравился"). Про "Путь к причалу" тоже "Так себе" (тоже понравился). А про "Я шагаю по Москве" отец сказал: "Ничего", и мама объяснила: "Очень понравился"»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Георгий Данелия сам писал сценарии к большинству своих фильмов. Кроме того, он выступал в качестве соавтора сценария картин, снятых и другими режиссерами. Среди них фильмы «Джентльмены удачи» Александра Серого (кадр на фото), «Француз», «Привет от Чарли Трубача», «Анна»
Фото: РИА НОВОСТИ
«Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон»
Георгий Данелия также является автором нескольких книг, в том числе «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито» и других
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Многие фильмы Георгия Данелии вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Среди них: «Афоня» с Леонидом Куравлевым и Евгением Леоновым; комедия «Мимино», которая принесла известность Вахтангу Кикабидзе; фильм «Осенний марафон», названный критиками одной из самых смешных среди печальных комедий; фантастическая комедия «Кин-дза-дза!»
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
В фильмах Георгия Данелии зачастую переплетены черты комедии и драмы. В личной жизни режиссер не раз переживал болезненные утраты: в 1985 году он потерял любимого сына Николая, а в 1994-м похоронил своего друга – Евгения Леонова, который снялся во многих фильмах режиссера. В 1980 году режиссер и сам пережил клиническую смерть после осложнений от перитонита
Фото: Коммерсантъ / Игорь Флис
Владимир Путин о Данелии: «Вас по праву считают выдающимся представителем отечественной школы кинорежиссуры, талантливым, тонко чувствующим настроение и колорит эпохи художником. Поистине неиссякаемая творческая энергия, высочайшее мастерство, умение создавать великолепные актерские ансамбли позволили Вам добиться профессионального признания и успеха»
В 2000 году режиссер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, в 2010 году — II степени
Фото: Коммерсантъ / Илья Питалев
В фильмах Данелии среди актеров, занятых в эпизодах, всегда значится некий Р. Хобуа. И ни в одном из фильмов такой человек не играет. В действительности Рене Хобуа — грузинский строитель, однажды повстречавшийся Данелия и Резо Габриадзе в гостинице, где они «испытывали» на нем создаваемые сценарии
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
«Когда моего друга Евгения Примакова (на фото) назначили директором Службы внешней разведки, внутренний голос сказал мне: “Гия! Вы с Примаковым друзья – сто лет! Много должностей поменял уже твой друг, а ты ни с какими просьбами к нему ни разу не обращался! Настала пора!..”. Я пошел к Жене и сказал: “Женя, я еду на фестиваль в Канны. Дай мне какое-нибудь задание!” — “Какое?” — “Ну, хотя бы горшок с цветком в гостинице на подоконнике переставить или на набережной жвачкой приклеить к скамейке снизу записку. Ну, и ваши суточные, и на непредвиденные расходы: такси, пресса, чаевые. А то в Госкино всего $3 в сутки дают”. “Георгий Николаевич, когда нам понадобится передвинуть в гостинице горшок на подоконнике или жвачкой приклеить к скамейке снизу записку, мы обратимся к тебе, — сказал Примаков.— Только к тебе и ни к кому больше. А пока тренируйся”. Он достал из ящика пачку жевательной резинки и протянул мне»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
Георгий Данелия — обладатель множества премий и наград, как российских, так и международных. На счету режиссера премии «Золотой Овен», «Ника», «Кинотавр» и многие другие. С 2003 года Данелия возглавлял «Фонд кино Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино»
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
«Когда прошел слух, что Никита Михалков (на фото справа) будет баллотироваться в президенты, на встрече со зрителями меня спросили, буду ли я за него голосовать. – "Двумя руками!"– "Почему?" – "Потому что фильм, где в главной роли президент великой страны в юности, купят все страны. А я буду всем рассказывать, как наш президент бегал мне за водкой"»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
«Набоков писал, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. А мне кажется, жизнь — полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке, потом поедешь дальше. Только пока ты на полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом. А там, в поезде, ты снова встретишь тех, кого хочешь встретить… Мне повезло, я хочу встретить многих»
Фото: Коммерсантъ / Вячеслав Прокофьев
24 февраля 2019 года 88-летнего режиссера ввели в искуственную кому для стабилизации дыхания. Накануне этого Георгий Данелия попал в реанимацию с воспалением легких. 4 апреля он скончался
Фото: Владимир Астапкович / ТАСС