ГИБДД переходит от практики к теории
На экзамене могут ввести балльную систему и новые задачи
ГИБДД, как выяснил “Ъ”, готовит нововведения в теоретическом экзамене на права. Экзаменационные билеты будут зависеть от категории, которую хочет получить гражданин. Сейчас билеты универсальные, по новой системе будущий мотоциклист будет отвечать на вопросы, связанные только с управлением двухколесной машиной. Общее число задач планируется расширить. В ГИБДД рассматривают и зарубежный опыт применения балльной системы: чем опаснее ошибка на экзамене, тем больше штрафных баллов начислят.
Изменения в теоретическом экзамене глава ГИБДД Михаил Черников анонсировал в марте в интервью радиостанции «Милицейская волна», но ограничился лишь несколькими тезисами. “Ъ” запросил у МВД разъяснения. В полиции (ответ готовили в Госавтоинспекции) пояснили: готовится новая редакция регламента по приему экзаменов, утвержденного приказом МВД №995. В ведомстве ссылаются на поручение Владимира Путина 2018 года повысить требования к сдаче экзаменов.
«Прорабатывается вопрос» увеличения числа экзаменационных задач и их «систематизация в зависимости от категории транспортного средства», рассказали в МВД. Сейчас 800 вопросов (задач) разделены на 40 билетов. Билеты поделены на два комплекта — для легковых категорий (c M по B) и грузовых (с С по D), но принципиальных отличий между билетами немного. В рамках нового регламента гражданину, желающему получить категорию А, предложат задачи по проверке знаний управления мотоциклом. Сдающий на права категории СЕ будет решать задачи по управлению грузовиком с прицепом.
В новый регламент могут попасть и зарубежные практики, рассказали в МВД: изучается опыт Германии, Великобритании и Норвегии. По действующим правилам на экзамене по «теории» всего совершить можно две ошибки, за каждый промах нужно ответить еще на пять вопросов. В ряде стран кандидатам на экзаменах ставят баллы, рассказали в МВД. «Кандидат признается сдавшим экзамен, если набрал минимальную сумму баллов или не превысил максимально допустимого количества ошибок,— рассказали “Ъ” в полиции.— В некоторых странах кандидат может получить отрицательную оценку не только в случае недобора минимального числа баллов, но и в случае неправильного ответа на один или несколько вопросов, касающихся серьезных нарушений. Например, связанных с предоставлением преимущества в движении или с выездом на полосу встречного движения».
Проект нового регламента разместят на regulation.gov.ru, но сначала нужно принять постановление правительства по объединению «города» и «площадки» в единый экзамен, отметили в МВД. Об этой инициативе ГИБДД “Ъ” неоднократно писал, в конце января проект подвергли критике в Минэкономики. Составлена таблица разногласий, она направлена в Минэкономики, рассказали в МВД. В Минэкономики “Ъ” подтвердили, что получили таблицу и доработанную редакцию документа. «В последней версии частично учтены предложения Минэкономразвития, в настоящий момент МЭР продолжает прорабатывать с МВД детали эксперимента (по объединению практических экзаменов — “Ъ”)»,— заявили в министерстве. На разработку нового регламента по приему экзаменов может уйти два года, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
Реформа подготовки водителей ведется с 2013 года: введены новые категории прав, ужесточены требования к автошколам, усложнены экзамены. Уровень подготовки начинающих водителей ГИБДД считает пока низким: в 2018 году «теорию» с первого раза сдали 41%, «площадку» — 42%, «город» — 31%.
Глава Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников поддерживает предложения об изменениях в теоретической части экзамена. «В сфере подготовки водителей много нерешенных вопросов. Несовершенство "теории" — один из них,— говорит он.— Будущие мотоциклисты отвечают на вопросы, не относящиеся к вождению мотоцикла: например, что должен делать водитель, если правые колеса оказались на обочине». Сами билеты, отмечает господин Сальников, в свободной продаже, это позволяет их зазубрить к экзамену. Билеты должны содержать задачи, проверяющие способность водителя распознать признаки развития опасной ситуации на дороге, считает Александр Сальников. Разработка недостающих комплектов задач не должна быть привязана к планам ГИБДД объединить экзамены по вождению, говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Сегодня для 7 из 16 категорий и подкатегорий прав не существует билетов, говорит она: «Будущие водители трамваев и троллейбусов сдают по категориям C и D (грузовики и автобусы), нет вопросов и для водителей автопоездов». Билеты, по которым экзаменуют ежегодно 1,5–2 млн человек, не имеют правового статуса. «ГИБДД их утверждает, публикуя на сайте,— говорит госпожа Шутылева.— При этом номера правильных ответов не утверждены, на каком основании выносится решение "сдал" или "не сдал", непонятно. Проведение экзамена и его результаты затрагивают права огромного количества граждан, билеты должны быть нормативным правовым актом». «Экзамены нацелены на проверку азов подготовки, а в мире применяется система оценки компетенции водителей, то есть умения применять навыки и знания в различных ситуациях,— добавляет Александр Сальников.— Мы пока в этом плане на пещерном уровне».