Русский павильон блеснет Эрмитажем

Чем Россия будет удивлять на Венецианской биеннале

Русский павильон на 58-й Венецианской биеннале будет выглядеть как Эрмитаж — оформлением помещения занимается команда петербуржского музея во главе с Михаилом Пиотровским. Уже известно, что одним из элементов станут копии знаменитых атлантов, которые украшают крыльцо Эрмитажа. Международная выставка в Венеции начинается через три дня и продлится до конца ноября.

Фото: Виктор Бойко, Коммерсантъ

Мероприятие стало основным событием мая. В городе уже много людей, которые приехали специально на биеннале, отметил арт-обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Буткевич, который находится в Венеции: «Город живет этим мероприятием, основной проект проходит в садах Джардини и в Арсенале — это окраина города. Но, тем не менее, очень много павильонов разбросано по центральной части города — то из одного, то из другого палаццо свисают транспаранты с красочным слоганом: “Biennale: May It Live In Interesting Times”. Это как бы такая псевдокитайская поговорка, которая на русский переводится как: “Повезло тебе жить в интересное время” — некое издевательство в этом есть. Всего 90 стран участвуют в Венецианской биеннале, палаццо хватает на всех.

В городе биеннальные проекты можно встретить в любой его части.

К работе над русским павильоном привлечен режиссер Александр Сокуров, я встретил его внутри павильона, спросил, похоже ли это на кинематограф. На что он ответил: “Да нет, я как обычно опять занимаюсь не своим делом”. Сокуров является как бы фронтменом русского павильона. Кроме того, Михаил Борисович Пиотровский и Эрмитаж также являются кураторами, поэтому неудивительно, что при входе зрителя встречают ноги атлантов, дальше идет инсталляция Сокурова, а на нижнем этаже — вход в русский павильон со второго этажа на первый, где расположены работы питерского театрального художника Александра Шишкина-Хокусая. Работы посвящены фламандской школе живописи — это экспозиция с вырезанными из дерева фигурками, которые перемещаются вдоль стен, то есть своеобразная интерпретация того, как музей воспринимает современное искусство».

Режиссер Александр Сокуров рассказал «Ъ FM» о своей инсталляции на биеннале — она основана на сюжете картины Рембрандта «Блудный сын». Господин Сокуров отметил, что выбор пал именно на эту тему, как на вечную: «Это личная история, содержательная, несмотря на то, что она на такой дистанции во времени находится от нас. Совершенно ничто не изменилось. Так же отправляют куда-то своих сыновей, так же они возвращаются, если возвращаются. И никто не знает, с чем они вернулись, и что они будут предпринимать дальше в своем родном месте, в своей родной семье и так далее — никто не знает этого».

Театральный режиссер Дмитрий Крымов специально для венецианской биеннале создал инсталляцию по «Тайной вечере» Якопо Тинторетто, в честь 500-летия со дня рожденья итальянского художника. С помощью новых технологий действие картины как будто перенесено в современность и связано с театром, рассказал Крымов: «Была идея такая — живой план смешать с видео. Я в театре несколько раз пробовал это делать в спектаклях.

Я решил, что здесь можно это красиво сделать, на такую тему, как “Тайная вечеря” — смешать высокое чувство религиозной истории или просто высокое чувство, оно есть даже у тех людей, которые относятся к христианству как к сказке.

Но все равно это одна из самых потрясающих историй — “Тайная вечеря” и “Моление о чаше” — и вот ее смешать с тем, что я каждый наблюдаю. Когда спектакль закончен и рабочие разбирают декорации это грустнейшее зрелище, это очень жутко. И как не только святое, но и значительное вырастает из пустяка, возвращается в пустяк, опять вырастает — вот эти переходы хотелось отразить».

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина специально для биеннале привез в Венецию картину «Происхождение любви» Якопо Тинторетто. Полотно считалось утерянным с XVII века, и его никто не видел до 1990 года.

Александра Козлова

Вся лента