Чемпионскому циклу добавили интриги
Нокаут-система дебютирует в серии Гран-при
Завтра московским этапом серии Гран-при стартует новый чемпионский цикл в шахматах, в котором по сравнению с предыдущими циклами произошло несколько изменений. По идее, они должны добавить в процесс определения участников Кандидатского турнира, сражающихся за претендентский статус, интриги и непредсказуемости.
Стартующий в этот уикенд московский турнир открывает новый чемпионский цикл в шахматах. Он первый, который Международная шахматная федерация (FIDE) организует под руководством Аркадия Дворковича, избранного ее президентом в прошлом году. И про этот цикл надо знать, что у него есть несколько отличий от тех, что FIDE проводила при предшественнике господина Дворковича Кирсане Илюмжинове.
Эти отличия не относятся к венчающему цикл Кандидатскому турниру. За статус претендента, играющего с обладателем чемпионского титула норвежцем Магнусом Карлсеном, снова будут сражаться восемь гроссмейстеров. Реформы коснулись процесса распределения путевок в этот турнир. На первый взгляд, они не такие уж значительные. По путевке по-прежнему полагается проигравшему в предыдущем чемпионском матче (в данном случае американцу Фабиано Каруане) и обладателю wild card от организаторов Кандидатского турнира, половина (четыре) по-прежнему разыгрывается в двух базовых состязаниях — серии Гран-при и Кубке мира, каждое из этих мероприятий определяет двух участников. Однако появившиеся нюансы выглядят любопытными.
Предыдущий формат предусматривал предоставление двух мест в Кандидатском турнире лучшим по рейтингу среди тех, кто не пробился туда через выступления в состязаниях в рамках чемпионского цикла. Теперь на кону лишь одна путевка. Зато в цикле возник турнир под названием Grand Swiss на острове Мэн с путевкой для его победителя. Это соревнование, в котором участвуют аж 120 шахматистов, играющих в 11 турах по швейцарской системе. Она не предусматривает обязательной встречи сильнейших друг с другом и, вообще, нередко приводит к разного рода неожиданностям. В этом смысле «швейцарка» — родственница нокаут-системы, которая традиционно присутствует в Кубке мира.
Так вот, в новом цикле удельный вес чреватых неожиданностями форматов повышен не только благодаря внедрению Grand Swiss, но и реформированию Гран-при. Раньше это была серия турниров, в которых шахматисты играли по круговой системе с классическим контролем времени. Теперь в ней случились трансформации. Турниров — четыре (после Москвы — Рига, Гамбург и Тель-Авив), как и в последнем цикле при Кирсане Илюмжинове. Но вместо шахматной «классики» — тот же «нокаут» для 16 участников каждого из них, что и в Кубке мира, хотя раундов, конечно, гораздо меньше — всего четыре от четвертьфинала до финала. «Нокаут» — это сначала две партии с классическим контролем, а потом, в случае равенства,— партии в быстрые шахматы и блиц, в которых часто побеждает не тот, кто класснее и опытнее, а тот, кто свежее и удачливее. Впрочем, этот акцент вполне соответствует уже давно высказанным разными шахматными функционерами идеям о необходимости убыстрения и обострения игры с целью повышения ее зрелищности.
В серию Гран-при в общей сложности заявлен 21 игрок. Любой из них может сыграть либо в трех, либо в четырех турнирах, сражаясь за зачетные очки (восемь — за победу, пять — за попадание в финал, три — в полуфинал). Россиян среди заявленных — ровно треть, семеро, это Александр Грищук, Сергей Карякин, Ян Непомнящий, Петр Свидлер, Дмитрий Яковенко, Никита Витюгов и Даниил Дубов.