У России прорезается право голоса в ПАСЕ
Комитет министров выступил с примирительным заявлением
Россия в пятницу стала на шаг ближе к восстановлению своих прав в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), которых она была лишена в 2014 году из-за событий в Крыму. Так российская делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым восприняла решение Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), двухдневное заседание которого прошло в Хельсинки. Украинские депутаты назвали ситуацию «паршивой», но надеются, что право голоса в ПАСЕ Москве все-таки возвращено не будет: окончательное принятие соответствующего решения находится в компетенции парламентариев стран Совета Европы, а не министров. С подробностями из Хельсинки — корреспондент “Ъ” Галина Дудина.
Совет Европы (СЕ) — старейшая в Европе межправительственная организация, которая объединяет 47 государств, включая Россию. Она была создана в 1949 году для защиты прав человека, демократии и верховенства права. Но на завершившейся в пятницу в Хельсинки встрече министров иностранных дел СЕ о дискуссии по правам человека напоминал только настольный радужный флажок, который почему-то стоял перед главой британской делегации — все остальные сидели за общим столом с табличками с названиями стран, но без флажков.
В год 70-летнего юбилея организации оказалось, что для многих участников куда актуальнее насущные вопросы функционирования Совета Европы. В его структуру помимо Комитета министров входят Европейский суд по правам человека и ПАСЕ. Но в 2014 году из-за событий в Крыму российская делегация была лишена права голосовать в ПАСЕ, а затем делегатам из России запретили занимать руководящие должности в ассамблее и участвовать в мониторинговых миссиях. В ответ российская делегация отказалась вовсе участвовать в сессиях ПАСЕ, а два года назад РФ перестала выплачивать взносы в бюджет Совета Европы, недоплатив в общей сложности более €60 млн. Дальнейшее затягивание этого противостояния грозило выходом России из СЕ.
Впрочем, на этой неделе большинство заявлений свидетельствовали об обратном: и российские, и западные участники давали понять, что заинтересованы в сотрудничестве.
«Мы пытаемся выйти из той сложной ситуации, которая сложилась с правом голоса России и с тем, что Россия больше не платит взносы»,— заявил перед заседанием глава МИД ФРГ Хайко Маас. Отвечая на вопрос “Ъ”, он пояснил: «Думаю, что большинство в Комитете министров выступает за то, что Россия должна и дальше оставаться в Совете Европы. Мы должны решить этот вопрос». При этом он добавил, что членство в СЕ дает права и накладывает обязательства, и в связи с этим напомнил, что Россия, «конечно», должна уплатить свои взносы.
То, что министры были решительно настроены не отпускать Россию из СЕ, стало ясно еще до начала встречи, после неожиданного отказа главы МИД Украины Павла Климкина приехать на сессию в Хельсинки. Более того, украинский министр пригрозил, что в случае возвращения России права голоса в ПАСЕ Киев не будет соблюдать минские соглашения по урегулированию ситуации в Донбассе. Впрочем, теперь от Павла Климкина это не зависит: в пятницу он написал заявление об отставке.
В итоге в пятницу на заседании в Хельсинки было принято совместное заявление, в котором говорилось: «Все государства-члены должны иметь право на равноправное участие в Комитете министров и в Парламентской ассамблее, двух уставных органах Совета Европы; одним из основных обязательств государств-членов является уплата обязательных взносов в обычный бюджет; они приветствовали бы, чтобы делегации всех государств-членов могли принять участие в следующем июньском заседании Парламентской ассамблеи, учитывая важность выборов генерального секретаря и судей в Европейский суд по правам человека».
Несмотря на витиеватость этой фразы, с российской точки зрения такая формулировка говорит о том, что парламентарии из РФ теперь смогут вернуться в ПАСЕ (Москва, в свою очередь, готова заплатить взносы).
«Решение об участии предстоит принимать самим парламентариям. Все условия для этого созданы»,— пояснил в пятницу “Ъ” российский дипломатический источник.
«Мы очень ценим, что наша последовательная линия на восстановление справедливости была поддержана и генеральным секретарем Совета Европы, и ответственными делегациями стран-членов, а таких оказалось большинство,— заявил журналистам и глава российской делегации, министр иностранных дел Сергей Лавров.— Это, по сути дела, открывает путь к преодолению нынешнего кризиса, который был создан неправомерным решением Парламентской ассамблеи. И мы надеемся, что это решение будет всеми исполняться». При этом, отвечая на вопрос “Ъ”, он отметил, что если бы Москва не заморозила выплаты, то, «возможно, к партнерам России не пришло бы понимание недопустимости ситуации, которая сложилась из-за нелегитимного решения ПАСЕ».
Впрочем, когда именно делегатам из РФ вновь вернут право голоса и вернут ли, пока до конца все-таки неясно. «Парламентская ассамблея должна сама принять решение по российскому участию»,— пояснил в пятницу глава МИД Финляндии Тимо Сойни. «Ситуация в Совете Европы является паршивой. Но Россию в ПАСЕ еще не вернули... Это невозможно сделать без внесения изменений в регламент ПАСЕ. Решение принимает только ПАСЕ, а не Комитет министров,— написал в пятницу на своей странице в Facebook депутат Верховной рады Украины Владимир Арьев.— В Хельсинки большинство министров иностранных дел—членов Совета Европы дали соответствующий сигнал ПАСЕ. Далее два решения: на регламентном комитете ассамблеи 3 июня и голосование на сессии 25 июня».
Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев тем временем заявил “Ъ”: «Министры сделали свою работу, и она, с нашей точки зрения, позитивна и результативна». Он добавил, что теперь «осталось дождаться такой же консолидированной оценки решения КМСЕ со стороны ПАСЕ». По словам господина Косачева, заявление министров может уже на следующей неделе обсудить бюро ПАСЕ.
На Украине наступил сезон отставок
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который должен был возглавлять делегацию страны на заседании глав МИДов стран Совета Европы, но в последний момент отказался от поездки в Хельсинки, в пятницу написал заявление об отставке. Оно будет направлено в Верховную раду и новому президенту Украины Владимиру Зеленскому в день его инаугурации, 20 мая. Павел Климкин заранее проинформировал избранного президента о своем намерении. «У него должно быть право на свою внешнеполитическую команду, на строительство внешнеполитической стратегии. Я сказал ему, что готов помогать, где будет нужно и там, где будут совпадать наши принципы»,— сказал министр, анонсировав также свое участие в следующих выборах в Раду.
Павел Климкин занимал должность главы МИДа почти пять лет. Дипломат был известен жесткой позицией по вопросу отношений с РФ. В частности, в прошлом году он сообщил, что выступает за прекращение дипотношений с Россией, однако этому препятствует большое число украинцев, которые находятся на российской территории. Одно из последних громких высказываний Павла Климкина было сделано в начале апреля: он пригрозил предъявить Москве счет за ущерб, причиненный за все столетия «оккупации страны Россией».
Отставка Павла Климкина не единственная накануне инаугурации Владимира Зеленского среди членов команды пока еще действующего президента Петра Порошенко. В пятницу о желании уйти со своего поста также сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. Кроме того, агентство «Украинские новости» со ссылкой на источник в администрации президента сообщило об уходе главы этого ведомства Игоря Райнина. Ранее в отставку подали его заместители Виталий Ковальчук и Константин Елисеев. В Киеве не исключают, что свои должности также покинут министр обороны Степан Полторак и генпрокурор Юрий Луценко.