Красиво есть не запретишь
Росстат оценил структуру питания населения
Росстат опубликовал итоги обследования рациона россиян — последний раз такие данные ведомство собирало в 2013 году. За пять лет структура потребления еды в РФ изменилась незначительно — на нее уходит от 20 до 50% бюджета домохозяйств, при этом набор продуктов для богатых и бедных по основным группам аналогичен. Новинкой исследования стала оценка массы тела россиян по методологии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — утверждается, что у двух третей населения вес выше нормы. Впрочем, наличие связи между лишним весом и повышенным риском смертности остается предметом споров экспертов.
Россияне тратят на еду около трети своего дохода, при этом набор продуктов на их столе мало меняется по мере роста заработка. Такие выводы можно сделать из исследования Росстата о рационе россиян. Его выборка составила 100 тыс. человек, проживающих в 45 тыс. домохозяйств — им задавали вопросы о рационе, а также измеряли рост и вес.
Среднедушевые потребительские расходы граждан на продукты питания составили в 2018 году порядка 5,5 тыс. руб. в месяц (180 руб. в день).
Доля трат на продукты питания в расходах в среднем составляет 31,2% (за год она снизилась на 1,1 процентного пункта — п. п.). Этот показатель различается в разных доходных группах: у 10% самых бедных граждан доля трат на продовольствие в расходах составляет 48,1%, у средних по доходам — 10–39,1%, а у самых зажиточных — 10–18,4%. Чем выше доля расходов на еду, тем ниже доля среднего класса в обществе, добавляет экономист Альфа-банка Наталия Орлова — этот тезис подтверждается незначительным разрывом в доле трат на еду самых бедных граждан и граждан со средними доходами при значительном отрыве самых богатых.
Высокая доля расходов на питание является одним из признаков низкого уровня жизни в стране.
Так, в 2017 году средние расходы граждан Люксембурга на продукты питания составляли лишь 8,7% расходов, Великобритании — 10%, Нидерландов — 10,6%, менее 12% — Ирландии, Финляндии, Австрии, Норвегии и Швейцарии. Россия находилась на уровне Черногории и Литвы, заметно выше доля трат на еду была лишь в Казахстане и Молдавии (более 40%) и на Украине (51%). Более свежие данные — из опроса Сбербанка «Потребительский индекс Иванова» свидетельствуют, что доля расходов россиян на продукты во втором квартале 2019 года выросла на 0,7 п. п., до 38,9% — на фоне опережения продовольственной инфляцией роста реальных доходов населения.
Согласно Росстату, пищевые предпочтения разных доходных групп населения различаются не сильно. На хлеб, мясо и молочные продукты самые бедные тратят 61,4% всех расходов на продовольствие, среднеобеспеченные — 61,5%, а наиболее обеспеченные — 60%. Последние, впрочем, несколько больше тратят на рыбу и овощи и чуть меньше — на сахар и кондитерские изделия. В среднем основную долю в рационе россиян составили углеводы (44,7% у мужчин и 46,2% у женщин) и жиры (41,3% и 39,6%). Ежедневно или несколько раз в неделю в России едят крупы и макароны (87,4%), овощи (75,6%), птицу (74,7%), кисломолочные продукты (73,6%), яйца (72,8%), мясо (70,6%) и фрукты (60,3%).
Избыточный вес (исходя из индекса массы тела — этот метод оценки рекомендован Всемирной организацией здравоохранения) Росстат зафиксировал у 46,9% мужчин и 34,7% женщин, ожирение различной степени — у 17,8% мужчин и 24,5% женщин, нормальный вес — у 34% мужчин и 38,1% женщин, вес ниже нормы — 0,6% и 1,8% соответственно.
Отметим, что именно данные о весе отличают работу 2018 года от первого исследования, проведенного ведомством в 2013 году. К выводам той работы эксперты высказывали претензии, указывая на возможность расхождения результатов с реальными объемами потребления на 15–25%. Однако в ситуации, когда питание и образ жизни становятся главными факторами развития основной причины смертности — хронических заболеваний, сбор таких данных является основой для государственных программ по коррекции пищевых привычек населения. Так, в России увеличение доли ведущих здоровый образ жизни входит в число целей нацпроекта «Демография».
Впрочем, само по себе усовершенствование сбора статистики в этой сфере не даст объективной картины происходящего со здоровьем граждан — потому что связь прироста веса и риска смертности пока не является доказанной. Так, исследование Глобальной коллаборации (GBMC) выявило такую связь, а, например, эксперты Национального центра медицинской статистики США подтвердили существование «парадокса ожирения», при котором наличие избыточного веса приводит к росту продолжительности жизни. Кроме того, меняются оценки полезности различных продуктов для здоровья человека. Например, в опросе Росстата акцент сделан на потреблении россиянами продуктов пониженной жирности. В то же время крупнейшее мировое исследование связи питания и возникновения заболеваний, организованное международным проектом «Глобальное бремя болезней», назвало главными факторами повышенной смертности избыток в рационе соли и недостаток цельных злаков и фруктов.