«Ростеху» не дают сфокусироваться на камерах
В Белом доме против передачи госкорпорации контроля за всеми придорожными комплексами
Правительство России, выяснил “Ъ”, выступило против создания единого федерального оператора по управлению дорожными камерами. На роль такой структуры претендовала дочерняя структура «Ростеха» ООО «ГЛОНАСС БДД» — еще весной проработать эту идею поручал президент Владимир Путин. Конкуренция на рынке компаний, эксплуатирующих камеры, позволяет улучшить надежность оборудования и снизить его стоимость, единый федеральный оператор «нецелесообразен», пришли к выводу в правительстве. Позиция Белого дома «доложена руководству страны», заявил “Ъ” представитель вице-премьера Максима Акимова.
В мае 2019 года президент Владимир Путин, напомним, поручил правительству «проработать вопрос» по определению ООО «ГЛОНАСС БДД» (дочерней структура «Ростеха») в качестве единственного оператора по установке и обслуживанию камер. Системы фиксации нарушений сегодня развиваются в рамках региональных госконтрактов и концессий — компании получают плату в зависимости от количества выписанных штрафов (233 руб. с одного штрафного постановления в Подмосковье, 243 руб. в Тамбовской области и т. д.). Именно «Ростех», по данным “Ъ”, обратился к главе государства с идеей создания единого оператора. Вице-премьер Максим Акимов поручил проработать вопрос Минкомсвязи. Ведомство направило в регионы телеграмму, спросив их мнение о перспективах работы с единым поставщиком.
Лишь четыре региона, по сведениям “Ъ”, подтвердили заинтересованность, представив техзадания на заключение госконтрактов с единым оператором.
Минкомсвязь пришла к выводу, что рынок эксплуатации систем фотовидеофиксации в текущем виде является «устоявшимся и конкурентным». В РФ работает около десяти независимых компаний-интеграторов, с которыми регионы заключили контракты. Конкуренция, считают в Минкомсвязи, привела к росту качества оборудования, снижению стоимости камер в три-четыре раза за последние пять лет, а также к тому, что количество фиксируемых составов правонарушений увеличилось с трех до 27. Сейчас, говорят чиновники, на рынке более 30 производителей оборудования, доля отечественных деталей в применяемых в РФ камерах составляет 75%, «софт» у некоторых поставщиков на 100% российский. Минкомсвязь предложила сохранить существующую рыночную схему, а от идеи единственного поставщика отказаться. Для исключения появления на рынке недобросовестных компаний министерство предлагает создать саморегулируемую организацию, которая объединит поставщиков услуг.
С аргументами Минкомсвязи согласился и вице-премьер Максим Акимов. «Существует устойчивый, конкурентный рынок операторов фотовидеофиксации,— заявил “Ъ” его официальный представитель Сергей Извольский.— Его ключевые преимущества — справедливая стоимость предоставляемых услуг и стимулирование развития отечественного производства. Переформатирование сложившейся структуры не лучшее решение, оно нецелесообразно. Об этом было доложено руководству страны в рамках исполнения соответствующих поручений».
В «Ростехе» ситуацию вчера не комментировали, однако “Ъ” удалось ознакомиться с позицией госкорпорации (направлена в Минкомсвязь). В «Ростехе» утверждают, что 17 регионов заинтересованы в работе с единственным исполнителем услуг. Оператор, считают в «Ростехе», должен получить право заключать контракты как с органами власти регионов, так и с подведомственными им учреждениями. Опыт работы единственным поставщиком услуг у «Ростеха» есть: по решению правительства с декабря 2018 года госкорпорация занимается единой информационной системой в сфере закупок, с ноября 2019 года — информсистемой в сфере здравоохранения.
Идею стать единым оператором камер госкорпорация, судя по всему, не оставила: в середине декабря «Ростех» вместе с ГЛОНАСС БДД обнародовали исследование о влиянии комплексов на аварийность.
Участники рынка позицию правительства поддержали. «Ни один федеральный игрок не в состоянии решить все региональные и муниципальные проблемы в области безопасности движения,— заявил “Ъ” председатель правления ГК VessoLink (ее дочерние компании эксплуатируют камеры в Костромской, Рязанской областях, Севастополе) Олег Бадера.— В регионах компании должны выбирать исключительно на основе конкурсных процедур. Причем предпочтение должно отдаваться государственно-частному партнерству и концессиям. Кроме того, сегодня деньги от штрафов идут в региональные бюджеты: федеральному оператору, если бы он появился, пришлось бы распределять средства между субъектами федерации. Это довольно сложная схема. Именно она во многом не позволила до сих пор склонить государство к созданию единого федерального оператора в области фиксации нарушений». «Ограничение данного рынка единственным поставщиком приведет к монополизации рынка и снижению конкурентной среды»,— добавляет представитель «Ростелекома» (эксплуатирует камеры в 45 регионах) Валерий Костарев.
Идею по созданию СРО Олег Бадера не поддержал: концессионеры в регионах сегодня работают строго в соответствии с инвестиционными контрактами, места установки камеры определяются региональными УГИБДД и Минтрансом. «Правила и так довольно жесткие, вероятность появления игрока со стороны крайне низка,— пояснил он.— А попытка создать СРО лишь очередной шаг к появлению на рынке монополиста».