Взыскатели не хотят жить по реестру
Закон о взыскании долгов физлиц приходится переписывать из-за ограниченности
В 2019 году стало очевидно, что вскоре рынок сбора долгов ждут новые радикальные перемены. Надежды, возлагавшиеся на закон о взыскании долгов физлиц, не оправдались. Под его действие попали лишь коллекторы и микрофинансисты, тогда как прочие взыскатели продолжили жить по своим правилам и не менее активно досаждать гражданам. Теперь готовится новый закон. Но удастся ли с его введением не наступить на те же грабли, вопрос открытый: времени, как и в прошлый раз, в обрез, а участники рынка активно сопротивляются.
Новый 2020 год взыскатели проведут в борьбе за свои права, а должники — в напряженном ожидании, поскольку он станет переходным к принципиально иным правилам игры на этом рынке, которые заработают с начала 2021 года. В сентябре Минюст представил концепцию закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц», который должен заменить закон о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ). И, в отличие от текущего закона, под действие нового предложено ввести фактически все организации, занимающиеся возвратом просроченной задолженности. То есть банки, микрофинансисты, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации и так далее.
Необходимость контроля за процессом взыскания долгов с граждан стала очевидной сразу после появления в этом поле профессиональных игроков. Первые, не увенчавшиеся успехом, попытки внести в Госдуму законопроект о коллекторской деятельности были предприняты еще десять лет назад. И пока вопрос буксовал, за коллекторами прочно закрепился образ «вышибал» долгов, не пренебрегающих угрозами и любыми методами вплоть до насильственных. Само слово стало нарицательным. Коллекторами начали называть всех, кто пытался вернуть просрочку, начиная от сотрудников служб взыскания банков и заканчивая откровенными бандитами, а количество резонансных случаев с их участием неуклонно росло.
Светлана Самусева, корреспондент отдела финансов
ФССП потребуются новые ресурсы, она рискует погрязнуть в необработанных жалобах граждан, а участники рынка, как и в прошлый раз, останутся один на один со своими вопросами и будут ждать судебной практики
Казалось бы, после вступления в силу профильного закона в сфере взыскания долгов должен был наступить долгожданный порядок: правила работы участникам рынка указаны, регулятор отрасли в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП) принимает меры в отношении нарушителей. Однако довольно скоро выяснилось, что кроме коллекторов нарушают покой граждан ряд других взыскателей, которые под действие закона не попали.
Так, не мягче коллекторов с должниками работают сами кредитные организации. Они нашли в законе лазейку и стали заключать с гражданами соглашение об увеличении частоты взаимодействия в случае возникновения просрочки, причем нередко еще на этапе подачи кредитной заявки или подписания договора. А используемая в КоАП формулировка «за исключением кредитных организаций» стала поводом для судов в большинстве случаев отказывать в привлечении банков к ответственности за нарушения 230-ФЗ. При этом, даже если суд вставал на сторону ФССП, с банка взимался штраф в 2,5 раза меньше, чем с коллектора, таковы нормы закона. Точку в вопросе попытался поставить Минюст, разработавший законопроект, который убирает из КоАП спорную формулировку, уравнивает суммы наказания для коллекторов и кредиторов и наделяет ФССП полномочиями штрафовать всех нарушителей закона без обращения в суд. Впрочем, пока проект закона в Госдуме на рассмотрении и сроки его принятия неизвестны.
Остро встал вопрос и в отношении организаций ЖКХ, ресурсоснабжающих и управляющих компаний, на которые 230-ФЗ тоже не распространяется. Участников рынка ЖКУ традиционно не слишком заботит защита прав должников. В 2019 году кроме привычных «позорных списков», разглашающих персональные данные, и психологического давления в моду у коммунальщиков вошли «пирамиды позора». И если маленькие «пирамидки», размещенные на почтовых ящиках должников,— это просто неприятно, то круглосуточно светящие в окна «лазерные пирамиды» или громкоговорители, сообщающие о задолженности, буквально отравляют гражданам жизнь. Но законов не нарушают.
Вот и приходится чиновникам и экспертам в спешке готовить новый вариант закона, который призван навести порядок в сфере взыскания. Времени опять в обрез — до 31 декабря нужно подать документ в правительство. Это значит, что он опять может оказаться недоработанным и потребует многочисленных изменений. С учетом жесткого сопротивления тех, кого закон должен регулировать, настройка вряд ли будет быстрой. В случае успеха же возникнут новые сложности: число регулируемых ФССП участников рынка резко вырастет примерно до 15 тыс. Службе потребуются новые ресурсы, она рискует погрязнуть в необработанных жалобах граждан, а участники рынка, как и в прошлый раз, останутся один на один со своими вопросами и будут ждать судебной практики.