Карте в интернете место
Банки наращивают долю интернет-эквайринга
Оплата пластиковыми картами товаров и услуг через интернет (интернет-эквайринг) в 2019 году показала заметный рост, отобрав существенную долю у расчетов через торговые терминалы. По данным крупнейших банков, ее доля превысила 25% и продолжает увеличиваться. Этому способствуют как увеличение безналичного оборота в интернет-торговле, так и законодательные изменения, направленные на повышение прозрачности в этой сфере. Однако в этом году темпы роста могут замедлиться, а торговые компании – начать борьбу за снижение ставок интернет-эквайринга.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объемы интернет-эквайринга ежегодно увеличиваются за счет роста безналичной выручки у интернет-компаний. «Если еще в 2018 году на безналичные платежи в среднем приходилось около 60%, то в 2019 году — уже 65%»,— говорит президент АКИТ Артем Соколов. Это подтверждают в банках. Так, ВТБ в сегменте интернет-эквайринга увеличил оборот на 45%. Банк «Русский стандарт» оценил, что в его эквайринговой сети обороты покупок по картам всех российских банков в 2019 году выросли на 182%. При этом в 2018 году рост к 2017 году составил всего 47%, а в 2016 году — 39,5%.
65 процентов
достигала доля безналичных платежей в интернет-компаниях по итогам 2019 года
Растет и доля интернет-эквайринга в общих расчетах пластиковыми картами. Так, по данным банка «Русский стандарт», если в 2016 году она составляла лишь 5,5%, а в 2018 году выросла до 13,5%, то в прошлом году она достигла 39% от общего оборота эквайринга. При этом во втором полугодии рост ускорился, поскольку в первой половине 2019 года доля интернет-эквайринга в общем обороте составляла лишь 32,3%. В портфеле ВТБ доля оборота интернет-эквайринга выросла по итогам года до 27%.
«Бурный рост онлайн-платежей в e-commerce связан в том числе с подключением компаний из сегмента малого и среднего бизнеса после принятия 54-ФЗ к интернет- и мобильному эквайрингу»,— считают в банке «Русский стандарт». Согласно поправкам к закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (54-ФЗ), все предприниматели с 1 июля 2019 года обязаны использовать онлайн-кассы. Эти кассы передают данные о продажах в налоговые органы через интернет. В сочетании с установкой такого оборудования компании малого и среднего бизнеса стали активнее использовать онлайн-платежи.
В интернет-эквайринге наметилась и еще одна тенденция — рост доли pay-сервисов (мобильные платежные сервисы). «Мы отмечаем рост доли pay-сервисов, хотя пока она составляет незначительную часть относительно доли в POS-эквайринге»,— сообщили в ВТБ. По оценке Assist (российский разработчик и интегратор платежных решений), мобильные платежные сервисы увеличили свою долю онлайн-платежей в рублях с 2% в 2018 году до 9% в 2019-м. В компании отметили, что средняя величина одного онлайн-платежа по pay-сервисам выросла за минувший год на 14%, тогда как по банковским картам — всего на 2%. «Очевидно, потенциал этого роста еще не исчерпан, так как в целом pay-сервисами пользуется наиболее продвинутая аудитория, владеющая смартфонами с биометрическими технологиями аутентификации»,— считают в компании. Один из таких сервисов — компания CloudPayments, принадлежащая группе Тинькофф, отчиталась, что в прошлом году выросла в два раза относительно 2018 года (прирост выручки — 103%).
Интернет-эквайринг продолжит расти в этом году, хотя, возможно, более умеренными темпами. «Мы не видим никаких препятствий для дальнейшего роста интернет-эквайринга, но ожидаем, что темпы будут, скорее всего, на уровне 20–30% в год»,— считает директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова. «В текущем году ожидаем значительного роста интернет-платежей, в том числе за счет запуска новых продуктов»,— отметили в ВТБ.
Ускорения роста можно ждать в 2021 году. Во-первых, индивидуальные предприниматели, получившие отсрочку в прошлом году, должны будут подключить онлайн-кассы. А во-вторых, сегодня, согласно закону «О защите прав потребителей», обеспечить прием платежей с помощью карт обязаны только магазины с оборотом от 40 млн руб. в год. В планах депутатов с 1 января 2021 года снизить эту планку до нуля, обязав всех интернет-торговцев использовать интернет-эквайринг. Впрочем, как указывает Артем Соколов, ежегодно расходы на обслуживание выручки растут темпами, опережающими рост эквайринга, в среднем на 10% год к году. Он обещает в этом году инициировать «обсуждение высоких ставок интернет-эквайринга.