Новый КоАП ставит штрафы в колеса

Минюст собрал 78 предложений по доработке проекта кодекса и ждет еще

Сегодня завершается один из этапов обсуждения и согласования проекта нового КоАП, разработанного Минюстом по поручению Белого дома. Опубликованный ранее документ подвергся массированной критике со стороны граждан, экспертов, «Единой России» и премьера Михаила Мишустина, в частности из-за выросших в несколько раз штрафов для автомобилистов. В Минюст, как выяснил “Ъ”, поступило несколько десятков предложений по доработке проекта, все они, заверили в ведомстве, рассматриваются. Норма о задержании автомобиля пьяного водителя под залог в 30 тыс. руб., скорее всего, сохранится, а идея об увеличении срока давности привлечения к ответственности с двух месяцев до одного года — пересмотрена. ОНФ и движение «Синие ведерки», в свою очередь, предлагают ввести дифференцированную систему наказания — от предупреждений тем, «кто нарушает редко и случайно», до жестких мер в отношении тех, кто «хамски ведет себя на дороге и провоцирует регулярно ДТП».

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

19 февраля завершена антикоррупционная экспертиза проектов нового КоАП и процессуального КоАП. Напомним, документы разрабатываются Минюстом с 2019 года по поручению Дмитрия Медведева. Действующий кодекс в правительстве сочли устаревшим, новый должен вступить в силу в 2021 году. Опубликованный проект содержит, в частности, серьезное ужесточение наказаний для автомобилистов: штраф за превышение на 20–40 км/ч возрастет с 500 до 3 тыс. руб., за превышение на 40–60 км/ч — с 1–1,5 тыс. до 4 тыс. руб. За отказ от освидетельствования на предмет опьянения штраф поднимется с 30 тыс. до 40 тыс. руб. Документ вызвал крайне негативную реакцию со стороны общественности и руководства «Единой России», о чем “Ъ” рассказывал 1 февраля. 6 февраля документ раскритиковал премьер Михаил Мишустин, заявивший, что предложенные штрафы для многих «просто непосильны». «Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы,— сказал он.— Любые вопросы, которые касаются введения новых размеров штрафов, нужно в первую очередь рассматривать с учетом платежеспособности населения, а также с точки зрения улучшения качества автоматизации и администрирования, а не идти по самому простому пути, кратно увеличивая их размер». Столичные власти ужесточения, наоборот, поддержали, ссылаясь на то, что существующие санкции нарушителей не сдерживают.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в течение 2020 года

Смотреть

К 17 февраля, рассказали “Ъ” в пресс-службе Минюста, в ведомство поступило «78 позиций заинтересованных федеральных органов власти и организаций, содержащих предложения и замечания». «Комментирование содержания законопроектов преждевременно. В настоящее время они проходят процедуры межведомственного согласования и публичного обсуждения, по завершении которых будут доработаны,— заявили в ведомстве.— Поступающие предложения аккумулируются и прорабатываются на предмет целесообразности». В течение 20 дней после окончания публичного обсуждения (27 февраля) ведомство планирует разместить «сводный отчет», в котором будет перечислено, какие правки учтены, а какие отклонены.

В законопроекте, скорее всего, сохранится норма о задержании автомобиля пьяного водителя под залог в 30 тыс. руб., следует из комментария Минюста.

Еще в 2016 году ведомство внесло законопроект с такой идеей в Госдуму, он был принят в первом чтении. Норма об увеличении до одного года срока давности привлечения к ответственности (в текущем КоАП она составляет два месяца при нарушениях ПДД) будет еще обсуждаться, заявил замминистра юстиции Денис Новак в начале февраля. ГИБДД, судя по всему, рассчитывает на сохранение ужесточений. Кодекс, напомним, вводит новый состав правонарушения: управление авто в состоянии опьянения (или отказ от освидетельствования) при условии, что в салоне машины находится ребенок в возрасте до 16 лет. Наказание составит штраф 50 тыс. руб. и лишение прав на срок 2–3 года. «Я думаю, такие вещи, как ребенок в автомобиле и неправильное, неправомерное поведение водителя, все-таки сохранятся,— заявил замначальника ГИБДД России Олег Понарьин в эфире "Милицейской волны". — Я представляю, что эта норма не вызовет негативной реакции. Большинство людей и родителей понимают, что здоровье детей важнее всего».

Предложения готовят и представители общественности. Например, на базе ОНФ с этой целью создана группа экспертов, куда вошли представители движения «Синие ведерки», федеральных СМИ, независимые юристы. Готовится альтернативная концепция «автомобильной» части нового кодекса, рассказал “Ъ” координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Главная идея — ввести гораздо более гибкую систему наказаний,— пояснил он.— Тех, кто нарушает редко и случайно, наказывать штрафом не надо — достаточно лишь предупреждения. Если же водитель нарушает часто и систематически, хамски ведя себя на дороге, и провоцирует регулярно ДТП, для него наказания должны быть существенно строже». Размер штрафа также должен зависеть от места нарушения, говорит Петр Шкуматов, выезд на встречную полосу, к примеру, в междворовом проезде и на автомагистрали должен наказываться по-разному. Разработанная концепция до 27 февраля будет направлена в Минюст, пояснил “Ъ” депутат Госдумы, глава проекта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог» Александр Васильев. «По мере готовности конкретных предложений мы их направим в правительство или в качестве поправок внесем в Госдуму, когда КоАП внесут в парламент»,— сказал он. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, в свою очередь, направил обращение Михаилу Мишустину с просьбой отсрочить внесение в Госдуму законопроектов. Свои предложения в Минюст в ближайшие дни направит и комитет Совета федерации по конституционному законодательству: сенаторы предлагают закрепить в КоАП, в частности, штраф за парковку на газоне. Сейчас санкции устанавливаются в региональных законах, но в некоторых субъектах федерации отменены и не действуют.

Иван Буранов

ГИБДД передаст региональным властям данные для штрафов за платную парковку

Во вторник Госдума приняла в третьем чтении поправки к КоАП, которые позволят региональным органам власти получать из МВД в электронной форме информацию об автовладельце для вынесения штрафа за неоплату парковки. Законопроект был внесен в Госдуму еще в 2017 году. В пояснительной записке депутаты отмечали, что в ряде городов, например Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Курске, Ростове-на-Дону, Ставрополе и Санкт-Петербурге, власти не могут выносить штрафы за неоплату парковки без данных об автовладельце. Сведения эти по номеру машины может предоставить только МВД. Для устранения юридического пробела понадобились поправки к закону «О полиции» (вступили в силу в октябре 2018 года) и КоАП. Сведения об автовладельцах регионы будут запрашивать через ГИБДД, следует из приказа МВД №586 2018 года. В Москве, напомним, штрафы за неоплату парковки (2,5 тыс. руб.) выносит «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), получая данные об автовладельцах в рамках соглашения с МВД 2012 года. В 2015 году проверка МВД России и прокуратуры показала, что личные данные водителей передаются в АМПП незаконно (“Ъ” рассказывал об этом), но штрафы отменены не были, а практика штрафования не прекратилась.

Иван Тяжлов

Вся лента