Не поддаваться пандемии
Страны разные, картина общая
Какими цифрами ни замеряй этот вирус, через пару часов они устаревают. Однако рубеж в 102 страны и 121 тысячу заболевших хватило ВОЗ, чтобы определить происходящее как «пандемию».
Что это значит для нас, простых смертных, и к чему готовиться миру под напором инфекции, которая легко может передаваться от человека к человеку уже в мировом, а не только в национальном масштабе?
Для тех, кто не попал под удар, как будто бы ничего особого не требуется: мойте руки перед едой, а лучше — и после тоже, избегайте людных мест. Оптимисты и вовсе убеждают: мир не рухнет, он и в нынешнем веке переживает уже не первую пандемию, и ничего — жизнь продолжается. И в самом деле: «свиной грипп» уже позабыли, про объявленную пандемию ВИЧ/СПИД, которая и теперь продолжает гулять по Африке, на прочих континентах почти не говорят. Стоит ли сильно волноваться?
Увы, похоже, тревожиться необходимо. В прошлом номере (№9) «Огонек» изложил версию директора по исследованиям в Национальном центре научных исследований Франции (CNRS) Фредерика Кека: новые эпидемии — плата за прогресс и попытку подчинить природу и животный мир правилам глобализации. Словом, нынешняя коронавирусная пандемия — не случайна, она словно вобрала в себя все вирусы, которые с начала XXI века гуляли «сами по себе».
Пора осознать: вирус не унять метким словом, нужны масштабные санитарные меры — по китайскому (или советскому) образцу. Нужны жесткие нормативы по койко-местам и аппаратам искусственной вентиляции легких (всего этого катастрофически не хватает, например, в Италии, где врачи со слезами признаются, что вынуждены выбирать, кого им спасать). Нужны инфекционные больницы и опытный персонал — все, что невидимая рука рынка и управляющие ею ловкие администраторы оптимизировали за ненадобностью. Иначе спасаться придется по средневековым рецептам: закрывая друг от друга страны и континенты. Примеры — перед глазами.