Бывшие рестораторы зачастили в аптеку
Растет спрос на медицинскую франшизу
На фоне пандемии коронавируса в России со стороны предпринимателей вырос спрос на развитие по франшизе аптек. Только в марте запросов на такие проекты стало на 6% больше, чем год назад, а в целом на медицинские франшизы – на 10%. Внимание к фармрознице можно объяснить попыткой предпринимателей, вынужденных закрыть из-за пандемии COVID-19 свои точки общепита и непродовольственные магазины, хоть как-то задействовать опустевшие помещения.
В марте спрос на медицинские франшизы (аптеки, частные клиники и лаборатории) по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос до 10%. Что касается непосредственно аптек, то спрос на франчайзинговые программы в этом сегменте увеличился до 6%. Это следует из подсчетов, сделанных Franshiza.ru по запросу “Ъ”. Для сравнения: в марте 2019 года, когда не было пандемии коронавируса и вызванного ею экономического кризиса, рост спроса на подобные франшизы не превышал 2%. Представители фармрозницы тренд подтверждают.
За последние две недели продажи франшизы под брендом «Советские аптеки» выросли втрое, рассказывает гендиректор сети Алексей Чеченков. «Мы каждый день получаем более 30 запросов»,— говорит он. Если раньше компания открывала по франшизе до восьми аптек в месяц, то сейчас планируется по 16 точек, добавляет топ-менеджер. По собственным данным, «Советские аптеки» включают в себя 330 точек в 72 регионах РФ.
«После выхода указа президента о доставке лекарств у нас резко выросло число запросов на франшизу»,— рассказывает совладелец Eapteka Антон Буздалин. По его словам, рост запросов и переговоров по франшизе начался с марта.
Многие крупные компании интересуются и бронируют целые регионы для развития Eapteka, продолжает господин Буздалин. А запросы на франшизу выросли примерно в три раза, добавляет он. Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская подтверждает, что сейчас важным аргументом для франчайзи стало наличие платформы онлайн-заказов и возможности доставлять заказы.
«Мы наблюдаем спрос на франшизы аптечных брендов от собственников помещений или предпринимателей, имеющих долгосрочные арендные контракты. Это вынужденная мера, являющаяся быстрой реакцией на запрет иных видов торговли или возможного банкротства существующего бизнеса из-за экономического кризиса, развернувшегося на фоне пандемии COVID-19»,— рассказывает Анна Рождественская. Как правило, в покупке франшизы марки «Советские аптеки» заинтересованы предприниматели, управлявшие до этого кофейнями или бутиками, подтверждает Алексей Чеченков. Эту мысль подтверждает и гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Между тем директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов предупреждает, что в фармрознице проекты по франшизе недостаточно хорошо упакованы: «Как правило, в бизнес-планах нет четких ориентиров и планируемых показателей, это несколько ограничивает возможности развития такой модели партнерства».
По словам госпожи Рождественской, раньше, особенно в регионах, были популярны франшизы в сегменте фастфуда. Но сейчас аптечные сети начали агрессивное продвижение франшиз на рынке на фоне снижения активности среди франчайзеров из других сегментов, констатирует она. Сами аптеки сейчас имеют один из самых коротких циклов сделки от момента заявки до подписания договора, поясняет эксперт.
Сегмент франчайзинга, связанный с медициной и фармацевтикой, развивается довольно активно: по данным Franshiza.ru, рост достигает 20% ежегодно. Но Михаил Бурмистров опасается, что по итогам года роста не будет и в аптечном сегменте: «Кризис, наоборот, ускорит консолидацию существующих игроков». Уже сейчас, замечает он, наблюдается негативный тренд: в первую неделю апреля в некоторых фармацевтических сетях падение выручки составило около 25% к первой неделе марта. Но это может быть связано со временным насыщением рынка и спрос вскоре восстановится.