Главный муфтий Ингушетии умер от коронавируса
Абдурахман Мартазанов, призывавший верующих соблюдать карантин, стал жертвой COVID-19
Вчера в Назрани похоронили главу Духовного центра мусульман Ингушетии, главного муфтия республики Абдурахмана Мартазанова. Он скончался в местной больнице; известно, что тест на коронавирус дал положительный результат. Муфтий Мартазанов в последние месяцы активно призывал верующих беречь здоровье и соблюдать все карантинные меры. Вместе с другими представителями духовенства он разработал специальный вариант мусульманского похоронного обряда для умерших от COVID-19, чтобы максимально обезопасить людей. «Так уж было предопределено Всевышним, что начать практиковать эту часть похоронного обряда в такой форме нам пришлось с самого Абдурахмана Мартазанова»,— говорят в Совете алимов Ингушетии.
В городскую больницу Назрани муфтий Мартазанов попал с признаками острого респираторного заболевания. «Мы не думали, что его состояние так осложнится и тем более — что это может быть вызвано коронавирусом»,— рассказал “Ъ” друг муфтия. По его словам, Абдурахман Мартазанов страдал от аллергии, которая обычно обострялась весной, но до таких серьезных осложнений дело никогда не доходило. «Мы надеялись, что и на этот раз обойдется, однако болезнь не отступила»,— посетовал собеседник “Ъ”. Первичный тест подтвердил коронавирусную инфекцию; 64-летний муфтий умер в субботу.
«Абдурахман-хаджи был сильно обеспокоен ситуацией с коронавирусом. Он не раз на различных площадках обращался к единоверцам с просьбой отложить свадьбы, сократить число участников траурных мероприятий, оказывать материальную помощь обездоленным, чаще молиться,— рассказал "Интерфаксу" представитель Совета алимов Ингушетии.— Ранее муфтий выступил с предложением организовать места омовения тел жертв COVID-19 при больницах с использованием средств защиты, чтобы обезопасить людей. Так уж было предопределено Всевышним, что начать практиковать эту часть похоронного обряда в такой форме нам пришлось с самого Абдурахмана Мартазанова. Это было его завещание».
Ритуальное омовение тела муфтия Абдурахмана Мартазанова было проведено не дома, а прямо в больнице — в специальных защитных костюмах. Погребение священнослужителя прошло в соответствии с мусульманскими традициями, но с соблюдением необходимых в условиях пандемии мер предосторожности: защитные средства и соблюдение дистанции были обязательными для участников церемонии, их количество было ограничено. «Таким был наказ усопшего»,— подчеркнули в Совете алимов.
«Еще одна безрадостная новость: не стало очень уважаемого в республике человека, известного не только в Ингушетии, но и далеко за ее пределами религиозного деятеля. С уходом ученого-богослова такого уровня наш народ понес невосполнимую утрату»,— сказал глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
Абдурахману Мартазанову было 66 лет, пост главы Духовного центра мусульман Ингушетии он занял в июле 2018 года. В это время в республике сменилась власть: досрочно в отставку ушел глава региона Юнус-Бек Евкуров, а следом и муфтий Иса Хамхоев, долгое время конфликтовавший с господином Евкуровым.
Напомним, в декабре 2015 года господин Евкуров выразил недовольство работой Духовного центра мусульман и предложил провести выборы нового руководителя организации. По словам священнослужителей, трения начались после того, как господин Евкуров предложил представителям официального духовенства включить в структуру республиканского муфтията и те мечети, которыми руководят последователи салафитского течения ислама. Господин Хамхоев отказал, заявив, что такое решение внесет раскол: «Мечеть в селе может быть, и не одна, но нельзя допустить, чтобы в каждой мечети вразнобой толковали религию, чтобы один имам спорил с другим».
В 2016 году господин Евкуров инициировал формальную процедуру ликвидации Духовного центра мусульман. Однако члены Совета алимов выразили доверие Исе Хамхоеву. Затем региональное управление Минюста РФ обратилось в Верховный суд республики, требуя распустить муфтият за нарушения в уставных документах. Однако суд нарушений не нашел и отказал в ходатайстве.
Помимо Абдурахмана Мартазанова на место муфтия были предложены еще две кандидатуры: имам села Троицкое Али Арапханов и бывший ректор местного исламского института Магомед-Башир Аушев.
Но они перед голосованием свои кандидатуры сняли. В итоге подавляющим количеством голосов пост муфтия занял господин Мартазанов. «Мы потеряли очень авторитетного в мусульманской общине человека. До работы в муфтияте он около 20 лет занимал пост кадия (шариатского судьи.— “Ъ”) и на этой сложной должности всегда находил справедливое решение в самых сложных ситуациях» — так прокомментировали в Духовном центре мусульман Ингушетии кончину муфтия. Новый руководитель Духовного центра мусульман, согласно уставу организации, будет избран Советом алимов.
Председатель Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин выразил соболезнования в связи со смертью муфтия Ингушетии и призвал мусульман соблюдать карантинные меры: «Моля Всевышнего Аллаха принять завершившую земной путь душу, мы вновь обращаемся к мусульманам, ко всем людям: проявите разум. Соблюдайте все предписания, все меры предосторожности и правила карантина, способствующие сохранению дара Создателя — сохранению нашей земной жизни; достойно принимайте трудности, извлекайте уроки».