В Уренгой по делу срочно
Рынок делового туризма резко сжался
Обвал числа деловых поездок в марте привел к сокращению объема бизнес-туризма на 20% по итогам первого квартала. В апреле сегменту вообще удалось сохранить лишь 3% спроса: в командировки по-прежнему ездят сотрудники предприятий добывающей промышленности, розничных сетей и фармкомпаний. После отмены самоизоляции из-за пандемии COVID-19 деловой туризм начнет восстанавливаться первым, но на завершение процесса может потребоваться несколько лет.
За первый квартал число авиабилетов, приобретенных для деловых поездок, сократилось на 20% относительно аналогичного периода прошлого года, говорится в исследовании агентства делового туризма «Аэроклуб». Основное снижение произошло за счет зарубежных командировок — их объем сократился на 50%. Так, например, Германия и Франция потеряли 83% и 81% деловых туристов из России. Спрос на Великобританию снизился на 75%. По итогам всего первого квартала, согласно данным «Аэроклуба», деловые поездки чаще всего совершались в Казахстан и Белоруссию. В марте резкий спад произошел и на внутреннем рынке: объем деловых поездок по стране сократился на 65% относительно аналогичного месяца прошлого года.
Аналитики объясняют, что пока командировки сохраняются в компаниях из добывающих отраслей.
Гендиректор «Аэроклуба» Юлия Липатова указывает, что в марте такие направления, как Южно-Сахалинск и Астрахань, потеряли только 11% и 12% бизнес-туристов соответственно.
Интерес к поездкам в Ханты-Мансийск снизился на 5%, в Нижневартовск — остался на прошлогоднем уровне, а востребованность рейсов в Новый Уренгой выросла в три раза. Спрос на командировки в Москву из регионов в марте при этом упал на 80%, в Санкт-Петербург — на 70%, в Краснодар — на 62%, а в Екатеринбург — на 70%. Снижение также зафиксировано по числу деловых путешествий в Иркутск, Самару, Казань, Новосибирск и Уфу. Сочи лишился всего потока командированных гостей.
В апреле ситуация еще ухудшилась: по данным «Аэроклуба», падение общего объема командировок по сравнению с тем же месяцем 2019 года достигло 97%.
До сих пор помимо сотрудников добывающих компаний в командировки ездят представители розничных сетей и фармкомпаний.Но и в их случае число командировок сократилось более чем на 90%. Похожую оценку приводит сервис для организации командировок SmartWay, согласно оценкам которого, в апреле удалось сохранить 10% от стандартного объема командировок по России.
45% оставшихся деловых поездок совершают сотрудники компаний нефтегазового сектора и обслуживающих их предприятий, по 15% командировок приходится на структуры, связанные со строительством преимущественно промышленных объектов, и на сервисных подрядчиков крупных госпредприятий, остальные 25% формируют ритейлеры. Гендиректор SmartWay Максим Яремко отмечает, что деловые путешественники стали намного меньше ездить в крупные региональные центры, например Екатеринбург, но в Новый Уренгой или Абакан по-прежнему ездят часто.
Юлия Липатова уверена, что снижение сохранится в мае. На внутренних направлениях небольшое оживление может начаться в июне. Максим Яремко ждет восстановления деловых поездок в ноябре-декабре при условии отмены большинства карантинных ограничений до лета.
Руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова считает, что деловые поездки — первый сегмент путешествий, который начнет восстанавливаться: командировки — производственная необходимость, частота туристических поездок зависит от благосостояния граждан. Но, согласно прогнозам CBRE, моментально возобновятся лишь те поездки, которые невозможно отложить.
В качестве примера госпожа Белова приводит Китай, где возобновление деловой жизни позволило увеличить загрузку отелей до 30–35%, что «далеко от докризисных показателей».
Руководитель проектов гостиничного консалтинга JLL Ангелина Самадова считает, что на восстановление делового спроса в гостиницах уйдет от двух до трех с половиной лет.
Как гостиницы готовятся к возобновлению спроса
Российские отельеры, которые вынуждены были закрыть на время пандемии свои объекты на курортах, вслед за европейскими коллегами начали разрабатывать стратегии работы после снятия ограничений. Они планируют отказаться от формата «шведских столов» в ресторанах, активно развивать бесконтактное размещение, закреплять за гостями конкретный персонал и делать ставку на индивидуальные программы. Та же схема рассматривается и для городских отелей, которые продолжают работать, хотя и с низкой загрузкой. Но последнее слово за Роспотребнадзором, который должен дать официальные рекомендации, и участники рынка опасаются жестких требований.