Бизнесу пора почистить портфель
Как реструктурировать долги, не выходя за рамки правового поля
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, сломал привычные взаимосвязи и устоявшиеся методы работы, вынудив всех стремительно меняться. Бизнес впервые столкнулся со столь глобальным катаклизмом, и руководители компаний только учатся действовать в форс-мажорных ситуациях. Предпринимателям особенно тяжело «всплывать» под прессом долговой кредитной нагрузки — в большинстве случаев она настолько высока, что компаниям не хватает оборотных средств для нормального функционирования. Как просчитывать риски, реагировать на трудности и действовать в соответствии с рыночными обстоятельствами, не выходя за рамки правового поля? Адвокат, управляющий партнер Parallel Legal Consulting Ольга Савина делится опытом по реструктуризации долгов.
Реструктуризация долговой нагрузки — это в первую очередь сочетание экономических и юридических процессов, в которых участвуют антикризисные специалисты с релевантным опытом: представители банка, акционеры, профессионалы в области финансового анализа, налогообложения, привлечения капитала, операционной реструктуризации, M&A и корпоративного управления.
Провести реструктуризацию гораздо проще, если сложность кредитного портфеля у компании невысока — в него входят один-два кредита, распределенные залоги, наличествуют личные поручительства акционеров, да и аналитика показывает, что бизнес лишь временно «штормит». При таких данных банк, скорее всего, идентифицирует бизнес как «здоровый» и предложит антикризисную поддержку без того, чтобы входить в управление компании и внедрять внутренний контроль. Труднее действовать в ситуации, когда в кредитном портфеле у бизнеса сразу несколько неравноценных по своей значимости банков, залоговые и незалоговые кредиторы, кредиторы-контрагенты с небольшим долгом и есть задолженность по налогам. В таких случаях, чтобы не упасть в банкротство или глухой дефолт, для реструктуризации требуется нестандартный набор инструментов.
Первое, что следует сделать,— определиться с «токсичными» долгами. Важно помнить, что любой кредитор имеет право заявить о банкротстве должника и каждый стремится опередить других — именно поэтому переговоры со всеми кредиторами должны вестись в официальной переписке с открытым заверением погашения задолженности. Если же от долга перед бюджетом уйти не удалось, необходимо обратиться в ФНС и заключить соглашение о рассрочке — это поможет избежать подачи в отношении вас заявления о признании банкротом. Налоговые органы часто отказываются предоставлять рассрочку без судебного решения — в таком случае важно постараться сделать других кредиторов своими союзниками в переговорах с ФНС.
Следующая проблема, которую сулит высокая долговая нагрузка,— кредитный дефолт, одновременная головная боль должника и кредитора. (Вот почему взаимоотношения, при которых один сохраняет бизнес, а другой — платежеспособного заемщика, выгодны обеим сторонам.) Вопрос о том, надо ли реструктурировать задолженность, нужно решать до возникновения угрозы дефолта. На практике должник обычно обращается в банк слишком поздно — либо начав выводить активы, поддавшись на уговоры «охотников за банкротствами», либо уже после того, как дефолт наступит. Решение, которое банк примет по поводу обслуживания кредитных обязательств заемщика, зависит от ряда факторов: текущего состояния долга, его соотношения с сегодняшним показателем EBITDA и расчета на ближайшие три года. У банка нет цели управлять сторонним бизнесом, и в его интересах помочь сохранить компанию.
Если говорить о способах реструктурировать задолженность и выйти из кризиса, то их несколько. Во-первых, можно договориться о реструктуризации кредита: снизить долговую нагрузку в текущем моменте, распределить возврат долга во времени и не нарушать заемное оборотное финансирование при его обслуживании. Дополнительные меры по уменьшению процентной ставки, интенсивности графика погашения и увеличению срока возврата долга также не окажутся лишними.
Во-вторых, при наличии нескольких банков можно проработать возможность синдицировать долг. Подобный вариант чаще применяется в иностранных юрисдикциях, но вполне работоспособен при наличии нескольких банков одной весовой категории.
Следующий способ — подписать межкредиторское соглашение: в соответствии с ним каждый из кредиторов понимает, на что он может рассчитывать в случае неблагоприятного исхода. Кроме того, многие кредиторы используют судебные процедуры с целью подписания мирового соглашения в суде, но это крайняя и затяжная мера.
При угрозе падения стоимости залога банк может войти в управление проблемным активом, используя инструменты прямого и квазикорпоративного контроля — к примеру, находясь под жестким контролем регулятора, банки вынуждены формировать дополнительные резервы под реструктуризацию проблемного заемщика, в качестве инструмента применяя конвертацию долга в капитал компании. Также банк может временно стать стопроцентным акционером непрофильного бизнеса — это возможно, когда на горизонте видны потенциал роста стоимости актива и перспектива продать его дороже конвертированного долга. В этом случае компания может получить дополнительное оборотное финансирование для развития бизнеса.
Если стоимость заложенного имущества падает, а возможности реструктурировать задолженность нет, стоит начать переговоры с банком о запуске процедуры банкротства. Открытый и честный диалог поможет урегулировать разногласия с другими кредиторами, даже когда их много, а при правильном подходе к процедуре банкротства у сторон всегда остается люфт, чтобы закончить ее до введения конкурсного производства. Мировое соглашение возможно на любой стадии банкротства, а у кредиторов есть возможность «выйти» из долга, продав его.
Финальный инструмент урегулирования проблемного долга — помощь инвестора, заинтересованного в деятельности компании. Привлечь его можно следующими способами:
- прямое вхождение в капитал с дальнейшим погашением долга за счет привлеченных средств либо прямой выкуп долга с последующей его конвертацией в капитал (в этом случае текущие акционеры снижают свою долю или меняют ее на долю в общем объединенном бизнесе);
- предоставление возмездного поручительства и/или финансовой поддержки на взаимовыгодных условиях до конца реструктуризации долга;
- коммерческие договоренности на нерыночных условиях, которые могут поддержать выручку компании на докризисном уровне: крупные авансы, долгосрочные контракты на поставку продукции со штрафами для покупателя при расторжении и так далее.
Как правило, инвесторов можно найти либо непосредственно в отрасли бизнеса должника, либо в отрасли, потребляющей его продукцию.