В Басманном суде раскрылись тайны следствия
СКР объяснил, что сделал за 57 месяцев расследования теракта над Синаем
Басманный райсуд Москвы отклонил жалобу родственников россиян, погибших в 2015 году при теракте на борту А321 над Синаем, на действия следователей Следственного комитета России (СКР), недавно в очередной продливших срок расследования. Он составляет уже 57 месяцев, но только при обращении потерпевших в суд представители следствия отчитались о том, что сделано за это время. Адвокаты родных жертв трагедии настаивают, что следствие неэффективно и затянуто, а в последние годы практически ничего не делает само, только обращаясь к иностранным коллегам. При этом Египет произошедшее терактом так и не признал, а СКР, как утверждают юристы, не проверил версию о халатности российских чиновников, допустивших рейс к полету в Египет.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
С жалобой на действия следователей ГСУ СКР в Басманный суд Москвы обратились адвокаты Игорь Трунов и Людмила Айвар, представляющие интересы нескольких потерпевших — родных жертв теракта над Синайским полуостровом. При взрыве лайнера A321, напомним, погибли 224 человека, что сделало ее крупнейшей катастрофой в истории российской авиации.
Надо отметить, свою жалобу представители потерпевших подали еще зимой нынешнего года. Как пояснила “Ъ” госпожа Айвар, это было связано с тем, что следователи, несмотря на то что уголовное дело расследовалось к тому времени уже несколько лет, практически никогда ни о чем не уведомляли потерпевшую сторону, зачастую — даже об очередных продлениях сроков следствия. После одного из отказов ознакомить адвокатов с соответствующим постановлением и было составлено обращение в суд. Защитники просили признать продление незаконным и отменить. Однако 2 марта Басманный райсуд отказал в удовлетворении жалобы. Это решение было обжаловано в Мосгорсуде, и апелляционная инстанция отменила его, направив материалы на новое рассмотрение. Судья Юлия Сафина после нескольких переносов слушаний, связанных в том числе и с истребованием необходимых документов в СКР, 22 июня вынесла новое решение.
«Нам снова отказали, причем судья не привела никаких аргументов»,— заявил “Ъ” Игорь Трунов.
Защитник особо отметил, что на заседания суда Константин Криворотов, руководитель следственной группы СКР, занимающейся расследованием теракта над Синаем, не являлся. От СКР присутствовала женщина-следователь, прикомандированная к бригаде из Курской области. По словам господина Трунова, в суде она пояснила, что продление обусловлено особой сложностью расследования, а также ожиданием ответов на направленные международные запросы.
«Это обычные ничего не объясняющие дежурные формулировки, которые, однако, вполне устроили суд»,— заявил “Ъ” Игорь Трунов. Он особо отметил: еще в 2016 году следствие заявляло, что все необходимые действия на территории России следователи выполнили. И само обжалование продления сроков следствия связано было отнюдь не с желанием завершить уголовное дело, а указать на его неэффективность и затянутость. Как сообщил адвокат, еще в конце прошлого года он пытался добиться права ознакомиться с выводами взрывотехнических экспертиз.
По данным “Ъ”, при проведении этих экспертиз были обнаружены следы взрывчатки в «заднем багажном отсеке и на вещах пассажиров». Однако адвокату Трунову, несмотря на обещание следователей, с документами ознакомиться не удалось.
«После прибытия в СКР в кабинет пригласили двух понятых и объявили, что я буду допрошен как свидетель по уголовному делу, а потому выведен из него как адвокат»,— сообщил защитник. По его словам, это решение следствия удалось отменить как необоснованное через суд, однако своей цели — изучить выводы экспертов — он не достиг. Как он пояснил, лишь в суде после нескольких лет молчания по настоянию председательствующей Юлии Сафиной сотрудники СКР сообщили о результатах своей работы почти за пять лет.
Как следует из предоставленных ими документов, только в первые месяцы после трагедии помимо прочего было «проведено более 200 осмотров места происшествия и трупов, доставленных с места крушения воздушного судна в Российскую Федерацию, а также предметов багажа и личных вещей пассажиров и членов экипажа», «проведено 217 опознаний тел погибших; более 350 лиц допрошены по делу в качестве свидетелей; получены образцы для сравнительного исследования; назначено более 400 судебных медицинских и криминалистических экспертиз; назначена 1 судебно-техническая экспертиза; проведены обыски и выемки технической и иной документации в ООО ''Авиакомпания «Когалымавиа»'' туристических и других организациях». В дальнейших документах следователи также сообщали о сотнях назначенных новых экспертиз, необходимости получить результаты натурной выкладки разбившего самолета на территории Египта, провести «опознание более 4500 предметов одежды и обуви, 9 планшетов, 68 телефонов, 24 фотоаппаратов, а также 312 изделий из драгоценных металлов».
С каждым последующим продлением новых дел оставалось все меньше.
Следователи вылетали на место трагедии и осматривали также аэропорт Шарм-эш-Шейха, после чего и резюмировали: «В настоящее время на территории Российской Федерации выполнены все возможные следственные и процессуальные действия».
Правда, потом сразу следовало слово «однако» и шло перечисление того, что так и не осталось не исполненным. В основном это запросы на оказание правовой помощи от властей Египета — допросы лиц, участвовавших в спасательной операции, а главное — «сведения по установлению и допросу лица, поместившего пакет в багажную тележку с багажом пассажиров воздушного судна».
Помимо множества вопросов к египетским властям ряд был также адресован в Ирландию как стране, где находится компания-владелец А321, а также в Украину, Белоруссию и Казахстан, очевидно, по месту проживания родственников кого-то из погибших. Последнее продление сроков следствия до 57 месяцев или до 3 июля 2020 года СКР снова объясняет необходимостью получить ответы на запросы, а также «расшифровку параметрических и речевых данных средств объективного контроля воздушного судна», «отчет международной комиссии о причинах катастрофы» и выполнить «иные следственные и процессуальные действия, направленные на окончание предварительного следствия».
Игорь Трунов так же, как и СКР, обратил внимание на «длительность процедуры исполнения компетентными органами АРЕ» российских запросов, тем более что Египет вообще пока, как сообщал “Ъ”, случившееся терактом не признает. Господин Трунов напомнил, что с коллегами подавал заявление в правоохранительные органы проверить версию о возможном проявлении халатности российскими чиновниками, которые допустили вылет A321 в Египет как опасную зону, не последовав примеру ряда зарубежных стран. По его словам, уже во вторник на решение Басманного суда будет подана апелляционная жалоба, к которой приложат дополнительные материалы с новыми аргументами.
Напомним, ряд родных жертв трагедии продолжают, как рассказывал “Ъ”, тяжбу в судах Каира, как с властями Египта, так и с компаниями перевозчиком и страховой — уже обанкротившейся «Когалымавиа» и «Ингосстрах» соответственно. Российский адвокат Михаил Загайнов, который представляет интересы ряда семей жертв трагедии при обращении в египетские суды, напомнил, что после обращения потерпевших к президенту России Владимиру Путину «были даны указания посольству в Египте оказывать нам всевозможную поддержку». «Наши египетские партнеры уже дважды встречались с представителями посольства, была проведена последующая встреча наших дипломатов с представителями МИД Египта, а в скором времени должна быть встреча с представителями Генпрокуратуры Египта»,— пояснил его коллега, еще один российский юрист Давид Кухалашвили.
Юристы намерены продолжать работать и «добиваться справедливости», одновременно выражая благодарность властям РФ за то, что они «подключились к борьбе». По их словам, судебные процессы против правительства Египта, страховой компании «Ингосстрах» и авиакомпании продолжаются. «Как мы ранее отмечали, позиция представителей ответчиков является несостоятельной не только с юридической точки зрения, но нарушающей все нормы морали и человеческих ценностей»,— заявили юристы и отметили, что уверены в конечной победе.
Фотогалерея
Трагедия на Синае
Самолет Airbus 321 компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург в 5:50:06 по местному времени (6:50:06 мск) рейсом 9268. Менее чем через полчаса лайнер резко снизил высоту. Командир самолета запросил разрешение на экстренную посадку в Каире из-за технических неполадок. А затем лайнер исчез с радаров
Фото: AP
Обломки лайнера обнаружили вблизи египетского города Эль-Ариш. Они были разбросаны на расстоянии в 13 км в форме эллипса. Площадь, на которой находились разные части самолета, составила около 30 кв. км
Фото: Reuters
На борту Airbus 321 находились 224 человека, из них 7 членов экипажа. Никто не выжил. Погибшие были российскими туристами, на борту также находились четверо украинцев и один белорус. Среди жертв катастрофы оказались 24 ребенка, самому младшему из которых было 10 месяцев
Фото: AP
Родственники пассажиров разбившегося самолета Airbus 321 компании «Когалымавиа» в петербургском аэропорту Пулково, куда должен был прибыть рейс
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
1 ноября в России объявили днем траура. В Петербурге траур продлился три дня
На фото: ребенок возлагает цветы в память о погибших в центре Санкт-Петербурга
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
Москвичи приносили цветы и свечи к храму Христа Спасителя
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Стихийный мемориал в память о погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом после трагедии появился в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Крушение стало самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе
На фото: жители Калининграда возлагают цветы, свечи и детские игрушки в память о жертвах катастрофы на площади Победы
Фото: Коммерсантъ / Подгорчук Александр
В первые дни после трагедии одной из основных версий крушения была версия о технической неисправности судна. Египетские власти неоднократно заявляли, что экипаж Airbus 321 сообщал о нарушениях в работе двигателя
На фото: пресс-конференция с представителями авиакомпании «Когалымавиа»
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
Траурная доска в офисе авиакомпании «Когалымавиа» с фотографиями погибших членов экипажа самолета Airbus A321
Фото: Коммерсантъ / Геннадий Гуляев
2 ноября 2015 года тела погибших пассажиров самолета Airbus A321 доставили в Россию
Фото: Reuters
6 ноября состоялись первые похороны жертв трагедии
Фото: Коммерсантъ / Николай Гонтарь
Ответственность за взрыв на борту взяли на себя террористы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Организатором теракта был назван Абу Усама аль-Масри, главарь группировки «Вилаят Сина» (организация, поддерживающая ИГ в Египте). Позднее террористы опубликовали фотографии бомбы, пронесенной на борт Airbus 321. Взрывное устройство было спрятано в алюминиевой банке, а в самолет его удалось пронести в обход службы безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха
Фото: Dabiq
Агентство Reuters сообщало, что бомбу на борт самолета пронес механик компании EgyptAir, двоюродный брат которого, по данным СМИ, за год до этого примкнул к ИГ в Сирии. Сообщалось также, что механик, два сотрудника полиции и грузчик из багажной зоны после взрыва были задержаны. При этом в предварительном докладе о причинах крушения, опубликованном в конце 2015 года, египетские власти отрицали, что случившееся — террористический акт
Фото: Reuters
После трагедии СКР возбудил два уголовных дела — «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Через неделю глава ФСБ Александр Бортников предложил приостановить полеты российских компаний в Египет, еще через несколько дней он доложил президенту Владимиру Путину, что катастрофа над Синаем — теракт
На фото: пассажиры отмененных рейсов в Шарм-эш-Шейх и Хургаду в аэропорту Пулково
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
6 ноября 2015 года российские компании приостановили полеты в Египет. Туристы, которые еще находились на курортах страны, были вывезены специальными рейсами, причем на борт им было разрешено брать только ручную кладь. Багаж вывозили специальные самолеты МЧС
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем»,— заявил Владимир Путин после трагедии
На фото: российских туристов вывозят из Египта
Фото: Reuters
В итоге авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено почти на три года
На фото: багаж туристов, экстренно вывезенных из Египта
Фото: Коммерсантъ / Василиса Пархом
В ходе расследования удалось выяснить, что взрывное устройство было заложено в хвостовой части самолета, в специальном багажном отсеке для негабаритных грузов. Предположительно, террористы спрятали бомбу между детскими колясками и плетеной мебелью
На фото: родственники погибших во время мемориальных мероприятий в годовщину теракта
Фото: Коммерсантъ / Антон Ваганов
30 октября 2016 года в Санкт-Петербурге заложили мемориал «Сад памяти», 224 дерева в котором символизируют количество погибших в авиакатастрофе
Фото: Ладислав Карпов / ТАСС
В октябре 2017 года 149 родственников жертв катастрофы подали коллективный иск в Замоскворецкий суд Москвы на €1,38 млрд
Фото: Замир Усманов / ТАСС
Регулярное авиасообщение между Москвой и Каиром возобновилось в апреле 2018 года, чартерное сообщение с египептскими курортами восстановлено не было
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
В сентябре 2018 года Замоскворецкий суд частично удовлетворил иск родственником жертв катастрофы, взыскав с «Когалымавиа» 30 млн руб. Ранее Арбитражный суд Москвы признал авиакомпанию банкротом
Фото: Игорь Руссак / РИА Новости